
Большое плаванье большого корабля
Речь, конечно, пойдет не о корабле, а человеке, которого зовут Намеровский Геннадий Васильевич или «Номер». Так его прозвали коротко и ласково художники и студенты СмолГУ, где он преподавал долгие годы. А корабль – иносказательное обозначение его сущности. Это махина, которая несгибаемо движется в самых суровых условиях, преодолевая преграды, но всегда вперед.
Действительный член Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации Намеровский Геннадий Васильевич с 1981 года живёт и работает в нашем городе. Создатель Дома художника в Смоленске на протяжении 13 лет возглавлял Смоленское отделение СХ РФ.
Геннадий Васильевич – уроженец села Прииртышское Павлодарской области когда-то Казахской ССР, родился 2 мая 1942 года. Там мир казался большим, потому что на плоской, как ладонь, степной равнине было видно все до самого горизонта.
– Были очень самостоятельными и вольными. Рос как ковыль в степи, внизу земля, вверху небо, ничего лишнего. Рядом Иртыш, рыбалка, охота, рисовал всегда, сколько помню.
Будущий академик вобрал в себя все коренные качества сибирского характера – упорство, здравый смысл, крепкий ум, ясное видение цели и следование ей. Есть у него и сугубо индивидуальные черты, которые проявляются, прежде всего, в масштабном и всеобъемлющем таланте живописца. Кроме того, он умеет приобретать друзей, а потом беречь эту дружбу всю долгую жизнь.
Люди, фамилии которых упомянуты в учебниках и художественных альбомах, были его лучшими друзьями. Греков Александр Умарович – наш земляк, член-корреспондент РАХ и Международной академии культуры и искусства, главный редактор журнала «Художник», до последних дней тесно дружил с Геннадием Васильевичем. Либеров Алексей Николаевич – действительный член Петровской Академии наук и искусств, Народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР, Почётный гражданин города Омска был руководителем диплома у иртышского самородка в Омском государственном педагогическом институте.
Армия и профессиональный спорт, годы преподавания в Омском пединституте, Витебском технологическом институте, в СГИИ и, наконец, профессура на «худграфе» Смоленского государственного университета.
Советская молодость Геннадия Васильевича, рожденного 2 мая 1942 года, сейчас, с высоты стольких лет кажется свободной, наполненной событиями грандиозными, знаковыми для страны – БАМ, Камчатка, Индигирка. Везде надо было успеть, чтобы сказать о главном, запечатлеть образы людей, действий и, в конечном счете, целой эпохи. Да, они умели видеть главное, но и события происходили эпохальные. И кисть художника Намеровского была их достойна!
В то время существовали Дома творчества – они выковывали из подающих надежды новичков – настоящих мастеров. Старая гвардия, «рыцари без страха и упрека» были их наставниками на художественной и на человеческой ниве.
– Было два Дома творчества, – рассказывает Геннадий Васильевич, – один Художественного Фонда РФ «Челюскинская», второй – Союза художников СССР «Сенеж». Стало традицией то, что в начале 70-х годов руководители СХ СССР Таир Салахов и Николай Пономарев два раза в год приглашали молодых художников для работы в Домах творчества и создания произведений к выставкам. Мне повезло, с 74 по 86-й год я там работал и два раза руководил. По окончании мы обменивались работами. По прошествии лет у меня собралась очень внушительная коллекция графики.
В 2022-м году коллекция с широтой души была им подарена Художественному музею Смоленского государственного музея-заповедника.
– Предлагаю в дар, чтобы не лежали бесполезно у меня в мастерской: серия литографий моего друга из Ташкента Марата Садыкова, литография Заслуженного художника Кабардино-Балкарии Якуба Аккизова, иркутянина, ныне Санкт-Петербуржца, Николая Домашенко, шелкография Алексея Шмаринова, офорт Епископа Суздальского и Юрьев-Польского Иннокентия, графика Народного художника из Мордовии Валентина Попкова и других.
Тогда дружили все республики. Намеровский очень увлеченно рассказывает о друзьях из разных мест Союза, знает и помнит все их достижения. У него много интересных историй, смешных и не очень, которые он хранит в памяти неприкосновенно.
– Сейчас мы живем в другом времени, и «Сенежа» уже нет! Боль и печаль всех художников, – с горечью говорит он.
Что же в характере этого человека отличает его? Независимость с детства, умение быть мудрым – сначала подумает, потом скажет. Не говорит лишнего, выверяет мысли и слова, не артистически рассеян, а собран. Он знает себе цену, но прост и доступен в общении.
Были поездки в Италию, и к себе на Обь и Иртыш – простор и воля, каких нет нигде. Но Смоленск все же приковал к себе и ладно выходящей работой, и семьей, и своей неповторимой величественностью средней полосы.
– Привык, прикипел, появились настоящие соратники. Такие, каким был Попов Анатолий Илларионович – живописец, график, заслуженный художник РФ.
Нет человека в мире искусства, который не знал бы имени академика РАХ Намеровского. Оно совсем не областного масштаба, но Всероссийского. Единственный на Смоленщине действительный член Академии художеств, часто разъезжает по делам в Москву, сохранил энергию в жизни и интерес в работе. В нем есть и хитрость, и лукавство, и доля легкомыслия и авантюризма, но и ответственность, великое трудолюбие и верность своему предназначению. Произведения нашего героя находятся в собраниях Смоленска, Гагарина, Тулы, Кургана, Магнитогорска, Омска, Красноярска, Саянска, Грозного, Москвы, Сергиева-Посада, а также в коллекциях России, Франции, Англии, Германии, Польши, Венгрии, США, Украины, Беларуси и др. Можно многому у него поучиться, и не только в плане мастерства – он большой дипломат и хороший пример для подражания.
В живописи и графике – безупречный живой рисунок, свободные мягкие или отточенные острые штрихи.
– Рисунок – основа всего. Тон, штрих – материалом надо уметь пользоваться по-разному. Сколько можно сделать с линией! Уголь можно пальцем растереть, можно растушевать, можно вести плоскостью с нажимом с разных сторон. Сразу почувствовать характер образа и движение, – так художник поучал на своем мастер-классе в музее скульптуры Сергея Конёнкова.
Темпера – его конек. Широкие вольные мазки, энергичные цвета, решительные переходы от ближних планов к дальним, динамичные композиции, от которых пульсирует сознание зрителя. На вопрос, есть ли самая любимая тема в творчестве (БАМ, Италия, Сибирь), он отвечает:
– Каждая тема любима и дорога в свое время. Раньше профессия художника – это было нечто заоблачное, поступить в художественный вуз было очень сложно. И сегодня требования к поступающим по-прежнему высокие, но желающих становится меньше.
Геннадию Васильевичу за его жизнь удалось передать много опыта и мастерства начинающим творцам, это вызывает немалое удовлетворение.
– Если наши молодые художники будут ставить перед собой какие-то проблемы, будут создавать произведения не сиюминутные, то появятся шедевры. Надо много трудиться, развивать свои способности. Главное, как молодые люди будут относиться к профессии – ее надо любить.
Если бы Геннадий Васильевич не стал художником, то все равно добился бы всего самого наивысшего, рассчитывая на свои таланты, волевой характер и обаяние. «Terra Incognita» до сих пор его манит, есть и озорной блеск в глазах, и верная рука, и множество идей-задумок. Самый лучший возраст – это возраст расцвета, и у каждого он свой.
Знаменитый французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма Огюст Ренуар говорил: «Чтобы сохраниться в репродукции, надо быть недюжинно сильным». Глядя на любую репродукцию художника Намеровского в солидном альбоме или в простом буклете, понимаешь, что она ничего не теряет по сравнению с оригиналом, власть ее воздействия не ослабевает. «Семь футов под килем» счастливому кораблю под названием «Номер»!
Наталья Куликова, специальный корреспондент газеты
«Московский вестник культуры», 02.05.2025 г.
Комментариев нет