Большое плаванье большого корабля

   Новости

Речь, конечно, пойдет не о корабле, а человеке, которого зовут Намеровский Геннадий Васильевич или «Номер». Так его прозвали коротко и ласково художники и студенты СмолГУ, где он преподавал долгие годы. А корабль – иносказательное обозначение его сущности. Это махина, которая несгибаемо движется в самых суровых условиях, преодолевая преграды, но всегда вперед.

Действительный член Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации Намеровский Геннадий Васильевич с 1981 года живёт и работает в нашем городе. Создатель Дома художника в Смоленске на протяжении 13 лет возглавлял Смоленское отделение СХ РФ.

Геннадий Васильевич – уроженец села Прииртышское Павлодарской области когда-то Казахской ССР, родился 2 мая 1942 года. Там мир казался большим, потому что на плоской, как ладонь, степной равнине было видно все до самого горизонта.

– Были очень самостоятельными и вольными. Рос как ковыль в степи, внизу земля, вверху небо, ничего лишнего. Рядом Иртыш, рыбалка, охота, рисовал всегда, сколько помню.

Будущий академик вобрал в себя все коренные качества сибирского характера – упорство, здравый смысл, крепкий ум, ясное видение цели и следование ей. Есть у него и сугубо индивидуальные черты, которые проявляются, прежде всего, в масштабном и всеобъемлющем таланте живописца. Кроме того, он умеет приобретать друзей, а потом беречь эту дружбу всю долгую жизнь.

Люди, фамилии которых упомянуты в учебниках и художественных альбомах, были его лучшими друзьями. Греков Александр Умарович – наш земляк, член-корреспондент РАХ и Международной академии культуры и искусства, главный редактор журнала «Художник», до последних дней тесно дружил с Геннадием Васильевичем. Либеров Алексей Николаевич – действительный член Петровской Академии наук и искусств, Народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР, Почётный гражданин города Омска был руководителем диплома у иртышского самородка в Омском государственном педагогическом институте.

Армия и профессиональный спорт, годы преподавания в Омском пединституте, Витебском технологическом институте, в СГИИ и, наконец, профессура на «худграфе» Смоленского государственного университета.

Советская молодость Геннадия Васильевича, рожденного 2 мая 1942 года, сейчас, с высоты стольких лет кажется свободной, наполненной событиями грандиозными, знаковыми для страны – БАМ, Камчатка, Индигирка. Везде надо было успеть, чтобы сказать о главном, запечатлеть образы людей, действий и, в конечном счете, целой эпохи. Да, они умели видеть главное, но и события происходили эпохальные. И кисть художника Намеровского была их достойна!

В то время существовали Дома творчества – они выковывали из подающих надежды новичков – настоящих мастеров. Старая гвардия, «рыцари без страха и упрека» были их наставниками на художественной и на человеческой ниве.

– Было два Дома творчества, – рассказывает Геннадий Васильевич, – один Художественного Фонда РФ «Челюскинская», второй – Союза художников СССР «Сенеж». Стало традицией то, что в начале 70-х годов руководители СХ СССР Таир Салахов и Николай Пономарев два раза в год приглашали молодых художников для работы в Домах творчества и создания произведений к выставкам. Мне повезло, с 74 по 86-й год я там работал и два раза руководил. По окончании мы обменивались работами. По прошествии лет у меня собралась очень внушительная коллекция графики.

В 2022-м году коллекция с широтой души была им подарена Художественному музею Смоленского государственного музея-заповедника.

– Предлагаю в дар, чтобы не лежали бесполезно у меня в мастерской: серия литографий моего друга из Ташкента Марата Садыкова, литография Заслуженного художника Кабардино-Балкарии Якуба Аккизова, иркутянина, ныне Санкт-Петербуржца, Николая Домашенко, шелкография Алексея Шмаринова, офорт Епископа Суздальского и Юрьев-Польского Иннокентия, графика Народного художника из Мордовии Валентина Попкова и других.

Тогда дружили все республики. Намеровский очень увлеченно рассказывает о друзьях из разных мест Союза, знает и помнит все их достижения. У него много интересных историй, смешных и не очень, которые он хранит в памяти неприкосновенно.

– Сейчас мы живем в другом времени, и «Сенежа» уже нет! Боль и печаль всех художников, – с горечью говорит он.

Что же в характере этого человека отличает его? Независимость с детства, умение быть мудрым – сначала подумает, потом скажет. Не говорит лишнего, выверяет мысли и слова, не артистически рассеян, а собран. Он знает себе цену, но прост и доступен в общении.

Были поездки в Италию, и к себе на Обь и Иртыш – простор и воля, каких нет нигде. Но Смоленск все же приковал к себе и ладно выходящей работой, и семьей, и своей неповторимой величественностью средней полосы.

– Привык, прикипел, появились настоящие соратники. Такие, каким был Попов Анатолий Илларионович – живописец, график, заслуженный художник РФ.

Нет человека в мире искусства, который не знал бы имени академика РАХ Намеровского. Оно совсем не областного масштаба, но Всероссийского. Единственный на Смоленщине действительный член Академии художеств, часто разъезжает по делам в Москву, сохранил энергию в жизни и интерес в работе. В нем есть и хитрость, и лукавство, и доля легкомыслия и авантюризма, но и ответственность, великое трудолюбие и верность своему предназначению. Произведения нашего героя находятся в собраниях Смоленска, Гагарина, Тулы, Кургана, Магнитогорска, Омска, Красноярска, Саянска, Грозного, Москвы, Сергиева-Посада, а также в коллекциях России, Франции, Англии, Германии, Польши, Венгрии, США, Украины, Беларуси и др. Можно многому у него поучиться, и не только в плане мастерства – он большой дипломат и хороший пример для подражания.

В живописи и графике – безупречный живой рисунок, свободные мягкие или отточенные острые штрихи.

– Рисунок – основа всего. Тон, штрих – материалом надо уметь пользоваться по-разному. Сколько можно сделать с линией! Уголь можно пальцем растереть, можно растушевать, можно вести плоскостью с нажимом с разных сторон. Сразу почувствовать характер образа и движение, – так художник поучал на своем мастер-классе в музее скульптуры Сергея Конёнкова.

Темпера – его конек. Широкие вольные мазки, энергичные цвета, решительные переходы от ближних планов к дальним, динамичные композиции, от которых пульсирует сознание зрителя. На вопрос, есть ли самая любимая тема в творчестве (БАМ, Италия, Сибирь), он отвечает:

– Каждая тема любима и дорога в свое время. Раньше профессия художника – это было нечто заоблачное, поступить в художественный вуз было очень сложно. И сегодня требования к поступающим по-прежнему высокие, но желающих становится меньше.

Геннадию Васильевичу за его жизнь удалось передать много опыта и мастерства начинающим творцам, это вызывает немалое удовлетворение.

– Если наши молодые художники будут ставить перед собой какие-то проблемы, будут создавать произведения не сиюминутные, то появятся шедевры. Надо много трудиться, развивать свои способности. Главное, как молодые люди будут относиться к профессии – ее надо любить.

Если бы Геннадий Васильевич не стал художником, то все равно добился бы всего самого наивысшего, рассчитывая на свои таланты, волевой характер и обаяние. «Terra Incognita» до сих пор его манит, есть и озорной блеск в глазах, и верная рука, и множество идей-задумок. Самый лучший возраст – это возраст расцвета, и у каждого он свой.

Знаменитый французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма Огюст Ренуар говорил: «Чтобы сохраниться в репродукции, надо быть недюжинно сильным». Глядя на любую репродукцию художника Намеровского в солидном альбоме или в простом буклете, понимаешь, что она ничего не теряет по сравнению с оригиналом, власть ее воздействия не ослабевает. «Семь футов под килем» счастливому кораблю под названием «Номер»!

 

                                                  Наталья Куликова, специальный корреспондент газеты                                                           

«Московский вестник культуры», 02.05.2025 г.

 

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *