Энергия Северной столицы (продолжение)

   Новости

Ирина Анчеловна Кузнецова, автор серии очерков об истории энергоснабжения Северной столицы, – теплоэнергетик с многолетним стажем работы в главной теплоснабжающей организации нашего города ГУП «ТЭК СПб», эксперт Научно-экспертного совета по энергетике, энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ (НЭС СФ), литератор, член Российского творческого Союза работников культуры.  Кроме основной работы в сфере сбытовой деятельности, Ирина Анчеловна ведет поиск архивных материалов для подготовки исторических очерков в специализированных изданиях.

В сегодняшней статье Ирина Анчеловна ознакомит читателей с системой отопления Эрмитажного театра.

Автор очерка благодарит руководство ФГБУК «Государственный Эрмитаж» за оказанную помощь и предоставленные материалы при подготовке серии публикаций, а также всех коллег энергетического блока, профессионалов высокого класса, преданных своему делу, за сопровождение и подробные консультации, касающиеся главного музейного комплекса Санкт-Петербурга. Отдельная признательность – Евгению Федоровичу Визнеру, главному энергетику Эрмитажа в период 1976-1994 годов, главному специалисту по реконструкции энергохозяйства с общим стажем работы в Эрмитаже 40 лет, автору уникальной книги «История отопления и электроснабжения зданий Эрмитажа. Как это было», над которой велась работа более десяти лет. Такое издание бесценно для исторических и научных исследований. Кроме того, книга стала основным источником для подготовки данного материала.

История отопления здания Эрмитажного театра до перехода на внешнее теплоснабжение.

Эрмитажный театр – один из старейших в Санкт-Петербурге и в России, сыгравший значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца XVIII века. Здание придворного Императорского театра, построенного по указу императрицы Екатерины II дошло до наших дней в том виде, каким оно было построено в 1783–1787 годах по проекту архитектора Д. Кваренги на месте бывшего Зимнего дворца Петра I.  Фундамент, на котором стоит театр, по своему возрасту ровесник самому городу, архитектор использовал основание и стены предшествующих сооружений (Зимний дворец Петра I был построен в 1716–1719 годах по проекту архитектора Георга Иоганна Маттарнови). После смерти Петра I дворец неоднократно перестраивался и расширялся, а когда Екатерина II приказала Джакомо Кваренги возвести на его месте Эрмитажный театр. Архитектор разобрал часть второго этажа, встроил туда зрительный зал и сцену, используя первый и цокольный этажи, где находились личные покои Петра, как фундамент.

Эрмитажный театр и Дворцовая набережная у Зимней канавки. Лит. К.П. Беггрова. 1820-1830-е гг.

Только в 70-е годы XX века помещения, в которых жил и трудился Пётр, удалось отыскать в ходе проведения уникальных археологических работ. Жилые комнаты Петра 1719 года, названные «малыми палатками», которые лежали буквально под сценой, удалось восстановить. Чертеж своих личных покоев император сделал сам. В соответствии с этим наброском, Маттарнови построил небольшой двухэтажный флигель, где Петр I прожил последние пять зим своей жизни. Во дворце Пётр I разрабатывал устав Академии наук, проводил ассамблеи и торжественные собрания кавалеров ордена Андрея Первозванного, принимал иностранных послов и чертил планы кораблей. Фрагменты этой части дворца сохранились внутри здания Эрмитажного театра, где сегодня можно совершить путешествие в Петровскую эпоху. В этих помещениях создана экспозиция исторических интерьеров и подлинные вещи Петра Великого.

Вид с Зимней канавки. На фасаде здания Эрмитажного театра желтым цветом отмечен бывший Зимний дворец Петра I.  Фото И. Кузнецовой, 2024

Фасад исторического здания сохранил пять арочных конструкций. Уцелели первые этажи двух галерей 1725 года постройки. Можно рассмотреть некоторые фрагменты старинной кирпичной кладки стен и даже части штукатурки. Фасад современного музея выкрашен в цвет, обнаруженный во время реставрации на кусочках краски, а вход выложен клинкерным кирпичом. Первое, что встречает в музеи это воссозданный двор дворца. В воссозданном дворе дворца установлены карнавальные сани, имеющие очертания дракона, и коляска, на которой Пётр устраивал прогулки по паркам Петергофа. Постоянная экспозиция музея была открыта для посетителей в 1992 году.

Бывший Зимний дворец Петра I Кабинет контора. Столовая. Воссозданные интерьеры покоев Петра I. Фото И. Кузнецовой, 2023

Камины использовались в основном для сжигания бумаг, основную функцию отопления, конечно, несли изразцовые печи. Судя по тому, что топка печи выходила в специальный чулан истопника, можно сказать, что здесь было центральное отопление. Мало того, во дворце еще была проточно-промывная канализация. Под дворцом из Невы в Зимнюю канавку был прокопан канал, оборудованный кирпичными сводами, по которому все нечистоты смывались проточной водой.

Зимний дворец Петра I. Фрагменты старинной кирпичной кладки стен на фасаде и в раскопанных археологами погребах. Фото И. Кузнецовой, 2023

Расположенный на углу Дворцовой набережной и Зимней канавки, Эрмитажный театр в основании которого и находится Зимний дворец Петра I завершает комплекс построек, протянувшихся вдоль реки Невы, связанных арками и переходами в одно целое с Зимним дворцом. Галерея-фойе над аркой, перекинутой через Зимнюю канавку, обеспечивает удобную связь театра с помещениями дворца. К залу Эрмитажного театра также примыкают репетиционные, артистические уборные, зал для декораций, мастерские. Решая большой комплекс задач, Кваренги увязал их с конфигурацией участка и наличием стен старого дворца. Сегодня, войдя в здание на Дворцовой набережной, 32, где на втором этаже находится Эрмитажный театр, а на первом и цокольном — воссозданная часть Петровской резиденции, с уверенностью можно сказать, что попадаешь в удивительный мир, где архитектор нашел совершенную композицию. К 350 — летию Санкт-Петербурга на фасаде Эрмитажного театра была открыта мемориальная доска Петру Великому.

Вид с Зимней канавки. На фасаде здания Эрмитажного театра мемориальная доска Петру Великому. Желтым цветом отмечен бывший Зимний дворец Петра I . Фото И. Кузнецовой, 2024. Дворцовая набережная у Зимней канавки. Эрмитажный театр Фото И. Кузнецовой, 2024

Печное отопление и строительство электростанции в здании Эрмитажного театра

Первоначально Эрмитажный театр отапливали печами и каминами. В разные периоды времени количество печей, тип, назначение менялось в соответствии с использованием помещений.  Для освещения зрительного зала были изготовлены десять люстр, которые для замены сгоревших свеч опускались и поднимались при помощи системы блоков. Позднее, при перестройки театра будет изготовлена новая хрустальная с электрической подводкой. При капитальной перестройке Эрмитажного театра в 1894 году, которую возглавил дворцовый архитектор А.Ф. Красовский, было решено усилить электростанцию Зимнего дворца и переместить малую, вспомогательную электростанцию из второго Эрмитажного двора в театральное здание. Вопрос о переустройстве систем отопления и вентиляции были возложены на Металлический завод. Для устройства отопления Эрмитажного театра в подвале здания со стороны двора был вырыт котлован в полу и в нем смонтирован железный кессон. В кессоне были размещены два водогрейных котла, один — для отопления, второй — для увлажнения вентиляционного воздуха. От котлов отходили трубы к системам отопления. Топка котлов осуществлялась нефтью. Для отопления театра было устроено воздушное и водяное отопление. Воздушным отоплением, совмещенным с вентиляцией, обслуживались только помещения театра: зрительный зал и фойе.

Вентиляционные решетки приточной вентиляции в фойе Эрмитажного театра. Фотография И.А. Кузнецовой, 2024

Решетки вытяжной вентиляции в фойе Эрмитажного театра. Фотография И.А. Кузнецовой, 2024

Приток наружного воздуха осуществлялся через наружное отверстие, пробитое над цоколем в стене здания театра, выходящей на Зимнюю канавку на уровне первого этажа. Увлажненный и нагретый в камерах воздух по устроенным специальным вертикальным каналам поступал непосредственно в вентилируемые помещения. Для притока воздуха в зрительный зал, над бетонным карнизом зала были пробиты четыре отверстия (по два с каждой стороны). Движение воздуха осуществлялось за счет гравитационного напора.

Амфитеатр. Фотография И.А. Кузнецовой, 20024

В камерах, обслуживающих зрительный зал, предусматривалась возможность частичной рециркуляции воздуха путем прикрытия воздухозаборных клапанов и закрытия вытяжных отверстий в помещениях. Воздух на рециркуляцию забирался из зрительного зала через две жалюзийные решетки, расположенные в стенах боковых пилонов у сцены, и далее через бетонные каналы, проходящие под полом зрительного зала (в зоне оркестровой ямы). Для вытяжки Металлический завод установил электровентиляторы.

Зона оркестровой ямы. Фотография И.А. Кузнецовой, 2024

Для вытяжки из зрительного зала было устроено шесть отверстий. Вентиляция фойе театра устроена в двух каминах, примыкающих к стене зрительного зала. Электровентилятором воздух выбрасывался выше кровли. Водяное отопление от водогрейного котла было устроено только в фойе театра, на сцене и в уборной для высочайших особ. В фойе театра для отопления использовались 10 плоских радиаторов (по одному в каждом простенке). Толщина — 40 мм, площадь лицевой греющей поверхности каждого прибора 2,5 м2. В оконных проемах в боковых откосах между рамами были установлены 24 плоских стальных радиатора.

Плоские стальные радиаторы между окнами в фойе театра. Фотография И. А. Кузнецовой, 2024

Сцена обогревалась чугунными оребренными трубами, проходящими в нижней части вдоль двух боковых и задней стен. В уборной для высочайших особ были установлены только плоские железные батареи между рамами двух окон. Во всех остальных помещениях театрального здания и примыкающего к нему флигеля сохранялось печное отопление. В таком виде отопление театра просуществовало до 1945 года с небольшими изменениями. Во время реконструкции в 1988–1990 годах котельная и все старые системы отопления театра были полностью демонтированы и заменены новыми современными системами. Сохранились только фасонные плоские радиаторы из котельной стали в простенках между окнами в фойе театра, но и они, при сохранении формы и места установки, в 1989 году были заменены на новые, изготовленные из титана при реконструкции систем отопления.

Список использованных источников и литературы: Визнер Е.Ф. «История отопления и электроснабжения зданий Эрмитажа. Как это было»;

Пиотровский Б.Б. «Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий».

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *