Энергия Северной столицы
Ирина Анчеловна Кузнецова, автор серии очерков об истории энергоснабжения Северной столицы, – теплоэнергетик с многолетним стажем работы в главной теплоснабжающей организации ГУП «ТЭК СПб», эксперт Научно-экспертного совета по энергетике, энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ (НЭС СФ), литератор, член Российского творческого Союза работников культуры. Кроме основной работы в сфере сбытовой деятельности, Ирина Анчеловна ведет поиск архивных материалов для подготовки исторических очерков в специализированных изданиях.
В сегодняшней статье Ирина Анчеловна познакомит читателей с историей энергоснабжения Большого и Нового Эрмитажей до перехода на внешнее теплоснабжение. Автор очерка благодарит руководство ФГБУК «Государственный Эрмитаж» за оказанную помощь и предоставленные материалы при подготовке серии публикаций, а также всех коллег энергетического блока, профессионалов высокого класса, преданных своему делу, за сопровождение и подробные консультации, касающиеся главного музейного комплекса Санкт-Петербурга. Отдельная признательность – Евгению Федоровичу Визнеру, главному энергетику Эрмитажа в период 1976-1994 годов, главному специалисту по реконструкции энергохозяйства с общим стажем работы в Эрмитаже 40 лет, автору уникальной книги «История отопления и электроснабжения зданий Эрмитажа. Как это было», над которой велась работа более десяти лет. Такое издание бесценно для исторических и научных исследований. Кроме того, книга стала основным источником для подготовки данного материала.
История энергоснабжения Большого и Нового Эрмитажей до перехода на внешнее теплоснабжение
Большой Эрмитаж входит в комплекс застройки Дворцовой набережной и Зимнего дворца. В XIX веке это здание называлось Старым Эрмитажем, в отличие от построенного по проекту Л. Кленце Нового Эрмитажа. Название «Старый» нельзя считать правильным, так как самой старой из эрмитажных построек является Малый Эрмитаж, от которого и пошло название всего ансамбля. Поскольку новое здание по своим размерам намного превышало Малый Эрмитаж, то и возникло другое более точное название – Большой Эрмитаж. Здания Зимнего дворца, Малого и Большого Эрмитажей располагаются в линию по набережной Невы до Зимней канавки. Большой Эрмитаж, построенный в 1771-1784 годах архитектором Ю. М. Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II, предназначался для размещения дворцовых художественных ценностей и библиотеки.
Вид набережной Невы у здания Старого Эрмитажа, К. П. Беггров, между 1800-1810 гг.
Большой Эрмитаж (фото И. А. Кузнецовой, 2024 г.)
За вновь сооруженным зданием Большого Эрмитажа в 1783 году началось строительство нового здания – корпуса для размещения копий росписей Лоджий Рафаэля.
Вид Нового Эрмитажа и корпуса Лоджий Рафаэля со стороны Миллионной улицы, Л. Премацци, 1861 г.
Корпус Лоджий Рафаэля (фото И. А. Кузнецовой, 2024 г.)
В комплексе зданий Эрмитажа последним был возведен Новый Эрмитаж, построенный по проекту архитектора Лео Кленце, на участке между Малым Эрмитажем и Зимней канавкой со стороны Миллионной улицы. С северной стороны здание примыкает к Большому Эрмитажу. Кленце предложил возвести музей, корпуса которого должны были составить замкнутую композицию с тремя внутренними дворами. Проект увязки южных фасадов Зимнего дворца, Малого Эрмитажа и нового музея разработал В. П. Стасов. Он соединил все здания крытыми переходами на уровне второго этажа. В январе 1842 года началась закладка фундамента. Строительство здания Нового Эрмитажа было завершено в 1851 году. Торжественное открытие состоялось 5 февраля 1852 года. Наиболее эффектным украшением главного фасада Нового Эрмитажа является портик с десятью атлантами, высеченными А. И. Теребеневым из серого гранита и установленными в сентябре 1848 года.
Печное отопление
Здание Большого Эрмитажа, возведенное в 1771-1784 годах, и пристроенный к нему в 1787 году корпус Лоджий Рафаэля, как и Зимний дворец, первоначально отапливались комнатными печами и каминами. Дрова хранились во дворах и подвалах, их приносили в корзинах к печам по черным лестницам.
Камин в зале Леонардо Большого Эрмитажа (фото И. А. Кузнецовой, 2024 г.)
Ограждение жарового канала аммосовского отопления (фото И. А. Кузнецовой, 2024 г.)
При проектировании Нового Эрмитажа в 1840 году предусмотрели Аммосовские печи. Всего в подвалах Большого, Нового Эрмитажей и Лоджий Рафаэля устроили 42 аммосовские печи. Аммосовские печи были популярны еще довольно длительное время, однако, несмотря на все достоинства, у этих печей были довольно серьезные недостатки: во время топки стоял гулкий шум, грязь и пыль летели в отапливаемые помещения и оседали там, а воздух сильно пересыхал, поэтому, со временем вновь вернулись к вопросу о переустройстве отопительных систем.
Строительство систем водяного отопления и вентиляции
В 1910 создание проекта поручили инженеру Николаю Петровичу Мельникову, технику кабинета Его Императорского Величества, незадолго перед этим спроектировавшему систему отопления и вентиляции Михайловского театра. Мельникову удалось создать две дополняющие друг друга системы: систему водяного радиаторного отопления и систему вентиляции с элементами кондиционирования. В залах установили водяные радиаторы, а по воздушным каналам подали свежий воздух – предварительно очищенный, подогретый и увлажненный до требуемого уровня в вентиляционных камерах.
Английские радиаторы водяного отопления, установленные в Петровской и Романовской галереях в 1912 г. (фото И. А. Кузнецовой, 2024 г.)
Меньше чем за год была построена первая крупная система водяного отопления всех помещений Большого Эрмитажа вместе с конденсационным устройством. Все работы, пробивка многочисленных отверстий для стояков, прокладка сетей и подбор нагревательных приборов – производились в условиях функционирования зданий. Одновременно с устройством новой системы водяного отопления в Эрмитаже производились работы по устройству систем вентиляции для поддержания необходимой влажности воздуха в основных выставочных залах, где экспонировалась живопись. Управление новой системой отопления и вентиляции осуществлялось с диспетчерского пульта, находившегося в подвале средней части Нового Эрмитажа. Влажность и температура круглосуточно поддерживались в строго определенных значениях, что и было необходимо для сохранности произведений искусства. Так в 1914 году была создана система отопления и вентиляции, которую считают первой системой кондиционирования воздуха, установленной в музее.
Сейчас в Эрмитаже работает современная система кондиционирования, а система водяного отопления, пережившая несколько ремонтов, действует до сих пор. Поражает столь короткий срок перевода аммосовского отопления к принципиально новому водяному, когда у инженеров, энергетиков и рабочих специалистов не было большого арсенала оборудования и материалов. Поддержание стабильных климатических условий, необходимых для сохранности экспонатов, представляло большие сложности в начале прошлого века – это была очень сложная задача, выполнение которой требовало применения самых современных на то время инженерных решений и технических средств.
Список использованных источников и литературы: Визнер Е. Ф. «История отопления и электроснабжения зданий Эрмитажа. Как это было»; Пиотровский Б. Б. «Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий».
Комментариев нет