ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ОТМЕТИЛ 50-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ОТМЕТИЛ

50-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

        Фотография предоставлена Пресс-службой Грушинского фестиваля

Всероссийский Грушинский фестиваль авторской песни отметил свою пятидесятилетнюю годовщину. Традиционно он прошёл на фестивальной поляне на Мастрюковских озёрах в Самарской области с 29 июня по 2 июля 2023 года в рамках Марафона авторской песни России 2022-2023 с использованием гранта Президентского фонда культурных инициатив и при поддержке Правительства Самарской области, Госкорпорации «Росатом», Фонда Олега Митяева, Самарского областного Грушинского клуба.

История фестиваля началась в далёком 1968 году, когда друзья и знакомые Валерия Грушина впервые собрались в Жигулях, в «Каменной чаше», чтобы вспомнить своего друга, который погиб во время туристского похода, спасая тонущих детей на таёжной реке Уде в Саянах в 1967 году. Тогда собралось около шестисот человек. С каждым годом фестиваль расширял географию и аудиторию своих участников.

Несколько раз фестиваль менял место проведения и пережил и не самые лучшие времена, пребывая в период с 1980 по 1986 гг. на нелегальных условиях полуподполья, а в 2020 году из-за пандемии XXXXVII Грушинский фестиваль на поляне был отменен, но был проведён в онлайн формате и собрал более 500 000 просмотров.

Чем же Грушинский фестиваль ежегодно привлекает своих участников? Как стать лауреатом фестиваля? Ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью специального корреспондента газеты «Московский вестник культуры» Хельги Владимировой-Сиго́вой с руководителями сцен «Победа», «Детская поющая республика» и «Пилигримы».

АЛЕКСЕЙ ХАЛИТОВ,

РУКОВОДИТЕЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ

СЦЕНЫ «ПОБЕДА»

 

Алексей, расскажи, как ты стал руководителем сцены на Грушинском фестивале?

– Давно, лет двадцать назад, был такой мальчик, Лёша Халитов, который сочинял песни, играл их на гитаре, и считал, что они у него самые лучшие.

Мальчик, то есть ты?

– Да, – Алексей смеётся, – и вот однажды меня отправляют по заявке, поступившей в ФСИН, где я работал, на Грушинский фестиваль. Я приехал, меня переодели в камуфляж, спросили, что буду петь? Я немного растерялся, так как не знал, что можно, а что нельзя петь. Михаил Калинкин, который в то время руководил сценой «Победа», сказал: «Лёха, жги!», – ну я и оторвался по полной, исполняя современные песни. Потом, лет через пять, Михаил Калинкин признался, что ему неудобно организовывать работу сцены, так как он проживает со своей супругой в Москве, и самарские организаторы Грушинского фестиваля предложили мне взять руководство этой сценой.

Алексей, какими принципами Вы руководствуетесь, составляя программу сцены «Победа»

– Иногда я спрашиваю исполнителей, что они будут исполнять, и в ответ слышу фразу, что в их репертуаре есть одна военная песня. Но ведь патриотизм, это не только военные песни, патриотизм – гораздо более широкое понятие. Конечно, в первую очередь, это любовь к Родине, но проявления этой любви очень масштабны. Это и любовь к матери, и к детям, это и пейзажная лирика, и много-много чего ещё. Поэтому приходите к нам на сцену, выступайте!

Алексей, скажи, какая география участников на Вашей сцене?

– Очень обширная. Люди едут со всей России, чтобы принять участие в Грушинском фестивале. В этом году у нас даже есть особый участник, которого отпустили в небольшой отпуск из зоны проведения СВО, он выступит и сразу уедет обратно…

Спасибо, Алексей!

 

ОЛЬГА РЯЗАНОВА,

РУКОВОДИТЕЛЬ «ДЕТСКОЙ ПОЮЩЕЙ РЕСПУБЛИКИ»,

 ТЮМЕНЬ

Ольга, я слышала, что Вы являетесь лауреатом Грушинского фестиваля и теперь возглавляете «Детскую поющую республику»?

– Я являюсь руководителем всей «Детской поющей республики», т.е. это не только сцена, под моим чутким руководством находится лагерь, размещение детей в лагере, программа сцены, разработка тематических проектов и технические моменты, оформление сцены, благоустройство лагеря, ограждения, расстановка шатров, беседок, лавочек, в общем, от и до… Это и хозяйственные, и творческие вопросы, и общение: со всеми связаться, настроить участников на нужный лад. В этом году я руковожу «Детской поющей республикой» впервые. До этого момента, начиная с тысяча девятьсот девяносто девятого года, организатором ДПР являлась Ульяновская область, руководили ею Татьяна Галушкина, Ирек Ахатович Гатаулин и Татьяна Ивановна Кожевникова. Татьяна Ивановна всем сердцем болела за «Детскую поющую республику», она была и членом жюри, и организатором, успевала готовить и покормить всех маленьких участников, и за это её ласково называли «мама Таня».

Ольга, какой возраст Ваших участников? Всякий раз, проходя рядом с Вашей сценой, я обращаю внимание на количество зрителей, пришедших послушать выступления участников.

– Возрастная категория довольно обширная, детки делятся только на две категории – до двенадцати лет и от двенадцати лет. В Конкурсе у нас нет минимальной границы «от».

То есть, Большой конкурс у Вас тоже проходит?

– У нас проходит детско-юношеский конкурс, в два тура, шесть лауреатов со второго тура проходят в третий тур основного взрослого тура, и из этих шести лауреатов определяются претенденты на лауреатство Грушинского фестиваля. Когда им исполнится восемнадцать лет, они должны подтвердить звание лауреата, а до этого времени они официально являются лауреатами Грушинского фестиваля в детской номинации.

Ольга, а какова география участников?

– Вся Россия. Это и Екатеринбург, Челябинск, Ульяновск, Самара, Москва, Санкт-Петербург, Сергиев Посад. Наши участники живут не только в этом лагере, но и по всей Грушинской поляне.

Оль, у меня иногда вот такой вопрос возникает: что же влечёт участников сюда, на Грушинский фестиваль? Ведь есть же определённые неудобства, проживание в палатках? И при всём этом, поток участников не иссякает?

– Начнём с того, что песня, в первую очередь, воспитывает, она даёт духовную, интеллектуальную пищу, и духовное состояние намного превышает физическое. То есть ты готов претерпеть что-то, понимая, что можешь получить взамен гораздо большее. Но с каждым годом бытовые условия проживания становятся лучше. Сейчас можно приобрести современный походный инвентарь, и проживание стало намного комфортнее. И сами организаторы Грушинского много делают для этого: в этом году установлена новая лестница, краны с питьевой водой, на «горе» устроен амфитеатр. Ну а вообще, любой, кто знакомится с бардовской песней, рано или поздно в неё влюбляется.

Спасибо! Успехов Вам и всем маленьким участникам «Детской поющей республики»!

 

ЭДУАРД ФИЛЬ,

РУКОВОДИТЕЛЬ СЦЕНЫ «ПИЛИГРИМЫ»,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ БОЛЬШОГО КОНКУРСА

ГРУШИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ В НОМИНАЦИИ «ПОЭЗИЯ»

 

Эдуард, у меня к Вам несколько вопросов. Я сегодня уже общалась с руководителями других сцен и задавала всем примерно одинаковые вопросы. Вот конкретно для Вас что такое руководство сценой «Пилигримы», и как давно она существует?

– Сцена «Пилигримы» существует четырнадцать лет, с две тысячи девятого. До этого я руководил главной сценой, а в две тысячи девятом году создал этот проект, потому что считаю, что на Грушинском фестивале обязательно должна быть поэтическая сцена, где первостепенное внимание уделяется именно тексту и стихам.

Теперь перейдём к Большому конкурсу, который проводится ежегодно в рамках Грушинского фестиваля. Вы являетесь Председателем жюри в поэтической номинации. Сегодня я видела, что в эту номинацию было подано свыше ста заявок. Какими критериями отбора стихотворений руководствуются члены жюри? Каким темам отдаётся предпочтение?

– Вопрос сложный… Члены жюри, в первую очередь, придерживаются принципа, что поэзия, всё-таки, это изящная словесность, и поэтому в стихах, выдвигаемых на конкурс, не должны быть какие-то избитые рифмы, должны быть поиски каких-то новых форм. Поэтому, прежде чем зажечь глаголом сердца других, нужно самому гореть. Когда видно, что автор «умирающий лебедь», то понятно, что выпускать такого автора на «гору» (заключительный концерт Грушинского фестиваля – прим. автора), где пять – десять тысяч человек смотрят концерт, нельзя.

Сегодня, слушая стихотворения конкурсантов, отметила для себя несколько «сильных» стихотворений, которые я, будь членом жюри, пропустила бы сразу в финал.

– На самом деле, Большой конкурс проводится в три этапа, и невозможно угадать, какое стихотворение пройдёт. Потому что сегодня был первый тур, завтра – второй тур. Кроме того, у нас ещё есть Международной Грушинский интернет-конкурс, в которым принимает участие большое количество людей, и там идёт очень серьёзный отбор. Могу сказать, что по количеству участников там в пять – шесть раз больше заявок, там больше география участников, до тридцати пяти стран, и там принимают участие очень серьёзные авторы. И авторы, которые принимают участие вот здесь, не идут в сравнение. Поэтому, те, которые побеждают в интернет-конкурсе, и если они доезжают сюда, то, конечно, сразу видно, что это серьёзные ребята с высоким уровнем стихотворений. Мне нравится, что в интернет-конкурсе принимают участие люди на уровне главных редакторов российских газет, руководители интернет-журналов, других каких-то поэтических интернет-проектов. Без фамилий, понимаете, да? Им важно принять участие в таком знаковом мероприятии, как Грушинский фестиваль.

Эдуард, вот как поэт поэту, я скажу, что не люблю читать чужие «слабые» стихи. Как Вы относитесь к таким произведениям?

– Я бы, наверное, здесь привёл слова Михаила Трегера, они мне очень нравятся, я даже взял их эпиграфом для одного из стихотворений, которое называется «Мы ловили графоманов», если интересно, почитайте в интернете. Так вот, Михаил Трегер говорит, что «Нет плохих поэтов. Нет хороших поэтов. Есть поэты и не поэты. И если вторые – это «Поговорил – и ступай себе с Богом», то первые – это «Поговорил с Богом – и ступай себе». Поэтому какие темы человек затрагивает, как отзывается Ваше сердце на это… Мы все субъективны.

Нет, я здесь затрагиваю именно техническую сторону стихотворений. Понятно, что тематика может быть разная, пейзажная лирика, любовная, патриотическая, гражданская, – они могут по-разному звучать у каждого автора. Согласна, что полно графомании, я это тоже вижу, потому что являюсь и членом жюри, и председателем жюри других литературно-поэтических конкурсов. Я говорю именно о том, что опытный взгляд отторгает слабые стихи в сторону, когда видишь нарушение рифмы, скачки ритма, перебои.

– Да и нарушение ритма, я тоже об этом говорил, инверсия какая-то, совершенно неоправданная. По первому катрену сразу понятен уровень стилистики. Если стихотворение не цепляет, то оно и не зацепит дальше. Особенно, когда вдруг приносят поэмы на три листа, ну зачем это надо? Когда выносится личная любовная лирика? Любовь – это сложная тема, у каждого свой любовный опыт, и я считаю, что такие стихотворения не должны быть в конкурсе. Их можно опубликовать в сборнике, читать на тематических творческих вечерах. Но вот для Большого конкурса такие стихи не подходят. Здесь должен быть какой-то особый жанр. Я вот вспоминаю сейчас, как давным-давно, наверное, в две тысячи седьмом году общался с самарским бардом, поэтессой Татьяной Ляндрес, которая стала лауреатом Грушинского фестиваля. Мы сидели пили чай возле моей палатки, и она говорит: «Очень важно, чтобы произведение зацепило чем-то членов жюри. Ведь когда приходят тридцать человек, и каждый поёт о любви, то уже «замыленное» сердце не реагирует на это. А если человек пришёл и спел о том, как он восхищается ромашкой, прекрасным летом или весной, улыбкой девушки, которая увидела его с букетом цветов, – то вот на это сердце откликается». Невозможно, на мой взгляд, угадать что понравится членам жюри.

Согласна. Что Вы хотели бы пожелать всем участникам Большого конкурса?

– Пишите, пишите, если тянет, пишите. Если пишите, то вставайте, читайте своим любимым, милым, и все слова встанут на свои места. В какой-то момент захочется выйти «в свет», – идите на сайты, участвуйте в конкурсах показывайте, читайте других, вот это самое главное. Ведь когда Вы будете читать других, то будет идти эмоциональный обмен творческими энергиями, ты ловишь похожее, что-то тебе понравилось, и возникает такой творческий поэтический отклик. Не надо замыкаться в себе.

Эдуард, спасибо!

 

Специально для Московского отделения Российского творческого союза работников культуры и газеты «Московский вестник культуры»

Хельга Владимирова-Сигова,

поэтесса, член Международного союза писателей имени Святых Кирилла и Мефодия,

член Российского творческого Союза работников культуры,

член Российского союза писателей,

лауреат международных и всероссийских литературно-поэтических конкурсов и премий.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *