Историческое образование должно способствовать консолидации общества

   Новости

Историческое образование должно способствовать консолидации общества

  
  В верхней палате российского парламента состоялась встреча Председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко с преподавателями истории, представителями науки и культуры, посвященная обсуждению актуальных вопросов исторического образования в России. В рамках встречи были рассмотрены проблемы улучшения качества школьных учебников по истории, кадрового обеспечения исторического образования, меры по повышению исторической культуры молодежи, в том числе предусматривающие использование возможностей музеев и кинематографа.     

  
  Валентина Матвиенко открывая встречу, сказала, что текущий год в нашей стране объявлен Годом российской истории. Его празднование особенно отчётливо высветило, насколько актуален сейчас вопрос качества учебников по истории, взаимодействие школьного исторического образования и исторической науки. Этот вопрос рассматривался Комиссией при Президенте России по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
  Совет Федерации также не стоит в стороне от этой задачи, активно представители участвует в работе по её решению. В 1991 года в школы поступило несколько сот учебников истории, в числе которых очень большое количество, мягко говоря, спорного содержания. В том в них имеются фактические ошибки, и явные искажения. Поэтому с 2005 года все они проходят экспертизу РАН. Установлен «срок годности» учебника – 5 лет.
  В обсуждении актуальных вопросов исторического образования в нашей стране приняли участие председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, директор Историко-архивного института РГГУ Александр Безбородов, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, проректор по международной деятельности и общественным связям Московского педагогического государственного университета, директор государственного исторического музея Алексей Левикин, директор гимназии № 278 Валентина Шутова (Санкт-Петербург), руководитель Пермского отделения Ассоциации «За гражданское образование» Ирина Долинина, председатель межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории» и др.
  
  Исторические дисциплины в школах должны учить детей мыслить, формировать их личности.  Преподавание истории должно основываться на тех же принципах, которыми родители руководствуются в воспитании детей. Главное – научить ребят мыслить, помочь им формироваться как личности. А для этого необходимо выстроить такую систему преподавания, когда учителю выгодно использовать качественные базовые учебники, а не придумывать свои методы и интерпретации.
  Российские историки – ученые и преподаватели – должны быть готовы ответить на такие вызовы времени, как быстро меняющаяся историографическая ситуация в стране и в мире, ликвидация интеллектуального ‘железного занавеса’ и соответственно знакомство российских детей и молодежи с иными взглядами на историю страны, сменой системы мифологем. Сегодня важная задача – уравновешивать и разъяснять потоки разной информации, в том числе, идущей через интернет’. Должно быть создано единое пространство образования, ликвидированы все мешающие этому административные и нормативные барьеры.
  Был также затронут вопрос, связанный  связи с низкой посещаемостью молодежью музеев. Сегодня к ним все больше относятся как к досуговому учреждению. Идет недофинансирование образовательных программ музеев, в результате профессиональные экскурсоводы уходят в другие сферы. Интерес в обществе, особенно в детско-юношеской среде к музеям существенно снизился. Практически отсутствует молодежный познавательный туризм. Так, в Исторический музей редко приезжают группы из регионов, даже ближайшего Подмосковья. Всего в год этот музей посещают 800 тысяч человек, из них 330 тысяч – школьники. А ведь в 1986 году у музея было 2,3 млн посетителей, причем из них 800 тысяч – это учащиеся школ. Если раньше школьников водили в музеи в обязательном порядке, то сегодня это вопрос доброй воли учителей и родителе’. Поэтому давно назрела необходимость вернуть государственное стимулирование.  Как  сказал главному редактору газеты «Московский вестник культуры» Николаю Терещуку директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, решение этих проблем он видит в возвращении государственного стимулирования посещения музеев учащимися и дотационных программ.
  Все участники встречи едины в том, что историческое образование в целом и, в первую очередь, в школах должно способствовать консолидации общества, а не сохранению и закреплению произошедшего почти сто лет назад раскола. Стране нужна общая платформа политических, культурных и нравственных ценностей. 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.