Льготы для крымчан при поступлении в вузы РФ необходимо продлить на 2016 год
Льготы для крымчан при поступлении в вузы РФ необходимо продлить на 2016 год
Интеграция Республики Крым в образовательное пространство России потребовала принятия оперативных мер для своевременного переформатирования содержательной и нормативно-правовой базы учебного процесса, перехода на российские федеральные образовательные стандарты. Одновременно встала проблема поступления выпускников крымских школ в российские вузы.
По мнению члена Совета Федерации от Республики Крым Сергея Цекова, разница в учебных программах украинских школ, по которым учились крымские старшеклассники, такова, что особые условия поступления в вузы для крымчан необходимо продлить на 2016 год – и по итоговой аттестации школьников, и по приему в вузы. Сенатором внесён в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона. Концепция законопроекта поддержана Государственной Думой. 1 июля 2015 года законопроект был принят в первом чтении.
В комментарии журналистам Сергей Цеков напомнил, что в 2014 году для крымских абитуриентов сложилась парадоксальная ситуация. Для них, признанных гражданами Российской Федерации, были открыты двери всех вузов страны, но поступать на учебу нужно было по российским правилам. А это значит – обязательно сдавать экзамен по русскому языку, да и другие предметы сдавать по российским программам. И обязательно в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
«Крымчане были не готовы к этому не только психологически, но и содержательно, поскольку российские и украинские образовательные программы, реализуемые в школе, различались в значительной мере, – рассказал сенатор. – Различия имелись по всем общеобразовательным предметам, при этом наибольшие различия связаны с тем, что по украинским программам русский язык в крымских школах изучался в меньшем объеме, чем в России, а в ряде случаев – в значительно меньшем объеме. Общеобразовательные дисциплины были сильно политизированы и подвержены насильственной украинизации. История переписывалась в угоду создаваемой на Украине националистической концепции истории, которая не только «сводила на нет» роль России в значимых для Украины исторических событиях, но и создавала параллельную историческую реальность, в которой Россия представала извечным противником Украины, предатели и пособники фашистов становились героями и т.д. «Русская литература» в регионе, где проживают почти 100 процентов русскоязычных жителей, числилась в разделе «иностранная литература». В школах не преподавалась география России и такие дисциплины как «обществознание».
По мнению сенатора, проблему удалось решить благодаря принятию федерального закона, который обеспечил выделение дополнительных бюджетных мест для крымчан и установление особых условий приема на эти места с сокращенным количеством вступительных испытаний, отдельным конкурсом и возможностью не сдавать ЕГЭ. В результате, в 2014 году на бесплатное обучение в вузы Крыма поступили около 10 тысяч крымчан, в вузы за пределами Крыма, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, – более тысячи.
Осенью 2014 года незамедлительно нужно было решать вопрос о законодательном пролонгировании особых условий для приема крымчан в вузы на 2015 год. Законопроект был подготовлен Министерством образования и науки Российской Федерации, но проведение всех этапов законопроектной процедуры могло привести к его принятию в слишком поздние сроки.
Этой проблеме были посвящены обращения Сергея Цекова в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации. Вопрос о необходимости ускорения прохождения законопроекта был обсужден Сергеем Цековым в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре, следствием чего явилось письмо первого заместителя председателя Комитета В.С. Косоурова в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Сергей Цеков считает, что для восполнения необходимого объема учебного материала без ущерба для качества образования по всем предметам, прежде всего, по гуманитарным предметам (история, обществознание, литература, русский язык и география), необходимо около 6 лет. При этом проблема не в ЕГЭ, как принято считать, а в уровне подготовленности.
В связи с этим сенатор предлагает разработать законопроект в целях пролонгирования переходных условий до 2020 года. На этот период нужно установить переходные условия не по всем, а только по ряду общеобразовательных предметов, прежде всего, по истории, обществознанию, литературе, русскому языку и географии. Этот вопрос требует глубокого анализа и взвешенных решений. Поэтому нам нужен системный подход в законодательном обеспечении образовательного процесса в Крыму», – считает парламентарий.
Комментариев нет