В МХАТ им. М. Горького состоялась девятая премьера сезона — «Лес» Александра Островского в постановке петербуржского режиссера Виктора Крамера. Эта пьеса   написана автором в 1871 году. В усадьбе помещицы Гурмыжской, резво распродающей лес и тратящей выручку на свои увлечения, живет и ее бедная племянница, которой Гурмыжская и не думает помочь. В усадьбу заходят два артиста, один из которых Несчастливцев, тоже племянник Гурмыжской, но обедневший и поступивший на сцену. Но в сцену превращается вся усадьба, где разворачивается история алчности и жестокости одних и благородных поступков других. Ведь для того, чтобы воспитаннице Аксинье выйти замуж за любимого человека, необходимо приданое. Несчастливцев – вроде бы внешне переигрывающий благородство – на поверку оказывается способным на сострадание. Он обличает насквозь фальшивое общество, которое внешне как раз старается быть благообразным.

Новая постановка МХАТ отличается от привычного и классического Островского: стык авангарда, классического театра, буффонады, минимализма и многослойности – Виктор Крамер сочетал несочетаемое мягко, нежно, даже психоделически, с помощью иронии и юмора.

Новаторская форма постановки присутствует в декорациях, в костюмах, в пластике, в музыке, раскрывая и помогая увидеть новые смыслы классической пьесы. Вместо традиционной сценографии «по-Островскому», на сцене зритель видит гору опилок, которые, как в последнем дне Помпеи, покрывают все имение Гурмыжской – по ним ходят, бегают и прыгают главные герои, одетые в костюмы, которые мало чем напоминают о веке XIX, а намекают, скорее, на героев XXI века. В гору опилок превратилась вся усадьба, а на ней величественно возвышается лесопильная машина и превращает в труху не только лес, но и мебель некогда традиционного русского имения. Вполне современный пейзаж, на фоне которого разворачивается история алчности и жестокости одних и благородных поступков других.

Перед началом спектакля к зрителям традиционно обратился художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков. Он отметил, что мы живем, несмотря на пандемию, на все сложности, в радикальном темпе, выпуская премьеры одну за одной — для того, чтобы обозначить свои амбиции и репертуарный план, который заключается в соединении традиционного театра с новыми технологиямии именами.  А сегодняшняя премьера сочетает в себе современный поиск и репертуарную политику театра…

Режиссер, сценограф Виктор Крамер сказал: «Темы, которые поднимаются в пьесе — они не только сегодняшние, они вечные. Что понимать под лесом? Растения? Проблемы экологии? Для меня это тема духовная, потому что мы, вырубая лес, вырубаем себя, превращаем себя в опилки. И при этом мы чиним машины, которые нас пилят. Превращают духовное в труху и тлен. Мы, в угоду своим мелким страстишкам, практицизму и глупостям, уничтожаем себя. Поэтому в данном контексте лес для меня — это разговор о том, что мы перемалываем себя и друг друга» …

Поделиться: