Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение»
Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение» – новое имя на театральной карте Столицы, но имя с увлекательной и богатой историей.
Название Театра – «Поколение» – очень символично в контексте самой истории создания театра. В 2022 году два успешных театра, – Московский детский музыкальный под руководством Геннадия Чихачёва и Московский драматический театр «Сопричастность», – имевшие каждый свою публику, выстроенную художественную концепцию, перспективу и слаженную актёрскую команду, были соединены под брендом «Поколение». И, совершенно неожиданно, оба коллектива прониклись не холодным чувством формального объединения (что, признаться, имело место в подобном случае в ряде московских театров), а тёплым чувством объединения родственных художественных организмов. Здесь большую роль, прежде всего, сыграла поколенческая близость основателей театров: Геннадия Чихачёва и Игоря Сиренко. Два заслуженных артиста России, два заслуженных деятеля искусств России, создавшие свои театры с нуля, из студийных организаций, были воспитаны в самых лучших традициях российской сцены, и оба придерживались принципов психологического театра.
«Чихачёвка» и «Сопричастность» стали государственными театрами в начале 1990-х годов, сразу заняв чёткую эстетическую и этическую позицию в выборе репертуара и коммуникациях с публикой, – это обращение к классике и лучшим пьесам актуальной драматургии; никакого заигрывания с публикой, а уважение её чувств и предоставление ей эмоций, которых так не хватает людям в повседневной жизни. Оба театра отличала тщательность в подборе репертуара, коллективная работа с авторами и внимание к актёру. И если произведения А. Островского, Ф. Достоевского, И. Тургенева, У. Шекспира не были какой-то диковинкой на сцене драматического Театра «Сопричастность» («Таланты и поклонники», «Фома Фомич созидает всеобщее счастье», «Провинциалка», «Король Лир»), то появление пьес этих авторов в жанре мюзикла на сцене музыкального Театра п/р Чихачёва («Бесприданница», «Униженные и оскорблённые», «Без вины виноватые»), разумеется, было художественным прорывом театра.
3 ноября 1987 года Театром-студией под руководством Геннадия Чихачёва был сыгран первый спектакль – водевиль «Так любят только гусары!..», который стал на долгие годы визитной карточкой театра, а сам гусар – его эмблемой. Со спектаклями «Интердевочка», «Ночевала тучка золотая», «Анжелика – маркиза ангелов», «Миленький ты мой» Театр объездил с гастролями весь бывший Советский Союз – от Бреста до Петропавловска-Камчатского, от Риги до Алма-Аты, – покорив великое множество театральных сердец искренностью, молодостью, оптимизмом.
Геннадий Чихачёв, фантазёр и мечтатель, задумывал свой театр не только как коллектив единомышленников, но и как сцену для синтетических артистов, умеющих всё: петь, танцевать, говорить, играть. Музыкой были проникнуты все спектакли, и эта незримая потребность в музыкальной составляющей позже привела Театр в жанр музыкального. Причём большое внимание Чихачёв стал уделять в своих постановках детской и юношеской аудитории. Так появились мюзиклы «Золушка» (1996), «Пират и призраки» (1997), «Красная Шапочка» (1999), а опера для детей «Теремок» (1995) стала своеобразным эталоном первого знакомства ребёнка с музыкальным театром. В это же время в «Московской правде» Наталья Балашова написала статью о Театре, фраза из которой “Если хотите посмотреть хороший детский спектакль, идите в «Чихачёвку»” со временем стала крылатой.
С появлением в 2000 году небольшого оркестра Театр поставил свой первый «полнокровный» мюзикл «Человек-амфибия». А в 2003 году в театр пришёл главный дирижёр, заслуженный артист России Владимир Янковский, под управлением которого оркестр превратился в полноценный творческий коллектив. На сегодняшний день в оркестре 50 высококлассных музыкантов. Многие из них лауреаты международных и всероссийских конкурсов. В 2005 году выходит премьера – мюзикл «Униженные и оскорбленные», в 2008 – мюзикл «Бесприданница», в 2010 – мюзикл «Анна Каренина». В труппе появляются артисты, которым подвластно синтетическое единение вокала, пластики, драматизма, гротеска. В 2018 году после двухлетней реконструкции состоялось торжественное открытие новой – Большой – сцены театра на 470 мест, первым премьерным спектаклем на которой стал мюзикл «Три мушкетёра». В ноябре 2021 года безвременно ушёл основатель и художественный руководитель Театра Геннадий Чихачёв, оставив после себя богатое творческое наследие и талантливый коллектив, готовый эти традиции продолжать. Московский драматический театр «Сопричастность» открыл свои двери публике в Международный день театра, 27 марта 1990 года, спектаклем «Иосиф Сталин. Трагедия вождя и народа».
Победное шествие «Сопричастности» по театральному подиуму России началось с известной постановки Игорем Сиренко спектакля «Кровавая свадьба» по пьесе Федерико Лорки (2003). Спектакль получил много фестивальных призов, а исполнительница роли Матери Светлана Мизери стала лауреатом премии мэрии Москвы в области литературы и искусства. Следующий спектакль с её участием – «Белые розы, розовые слоны» по пьесе У. Гибсона, также не был обойден вниманием театральной общественности – он получил престижные награды нескольких конкурсов, начиная с известного «Серебряного витязя». И, конечно, нельзя не упомянуть ещё об одной работе театра, где играла Светлана Мизери – постановке знаменитой пьесы современного итальянского драматурга Манлио Сантанелли «Королева-мать» (2007), спектакле, получившем европейское признание на Международном театральном фестивале в Бенедетто (Италия) в 2011 году.
Большой популярностью у зрителей, особенно у юной аудитории, пользуются постановки, сделанные в «Сопричастности» по классическим произведениям отечественных и зарубежных авторов: «Вишнёвый сад» (Первая Премия Чеховского фестиваля Мелихово-2012), «На дне» (Главный приз фестиваля «Театр – школе» Муром-2010), «Молчанье – золото» (Лауреат Международного фестиваля «Москва – город мира» 2018), «Сверчок на печи» Ч. Диккенса (Первая премия Международного пасхального фестиваля Санкт-Петербург-2017), «Провинциалка» (Премии Международного фестиваля «Москва – город мира» 2019 и Международного Тургеневского фестиваля Москва-2020). С уходом из жизни в 2021 году своего бессменного художественного руководителя Игоря Сиренко труппа театра потеряла чуткого наставника, большого режиссёра и актёра, но не потеряла дух и верность сцене, а значит, театр жив. Имея такие сильные традиции, такое единение творческих групп, Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение» просто обречён быть синтетическим художественным театром, радующим разнообразную публику, переключающим её сознание с уровня привычной повседневности в пространство истинных чувств, свободы и воображения.
Имея такие сильные традиции, такое единение творческих групп, Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение» просто обречён быть синтетическим художественным театром, радующим разнообразную публику, переключающим её сознание с уровня привычной повседневности в пространство истинных чувств, свободы и воображения.
В Театре три сцены (Большая и Малая в здании на 1-ой Новокузьминской и драматическая Сцена на улице Радио) и три творческие институции: музыкальная, драматическая и балетная, а также большой постановочный корпус. И мы все работаем рука об руку, коммуницируя друг с другом. Обеспечивает слаженную работу эффективный административный аппарат Театра во главе с директором Альбертом Могиновым, завоевавшим на Международном театральном фестивале «Амурская осень-2017» звание лучшего продюсера. Опираясь на творческое наследие наших народов и их культуру, а также традиции русского театра, «Поколение» создаёт модель театра, в котором есть спектакли для всей семьи, и эти спектакли, в зависимости от жанра, наполнены словом, музыкой, пластикой, созданными на высоком профессиональном уровне. Именно таким спектаклем стала премьера объединённого театра в 2022 году – мюзикл-ревю «Дубровский» по повести А. Пушкина всколыхнул театральную жизнь Столицы бешеной энергетикой и драйвом танцевальных номеров, безупречным вокалом и современной подачей классики с сохранением традиционной режиссуры.Вступая в театр, зритель становится другом, собеседником, к которому обращено всё внимание со сцены, и которому расскажут много прекрасных историй о нём самом, о разных людях, о сегодняшней жизни, о будущем. В театре есть что предложить – в репертуаре объединённого театра около полусотни спектаклей для зрителей всех поколений! В 2022 году Театр отмечает своё 35-летие. Возраст расцвета, полной силы и реализации самых дерзких мечтаний! Вперед, только дерзать!
Альберт Рафисович Могинов, директор Театра, кандидат экономических наук, учредитель и продюсер «Современного театра антрепризы», доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений Московского государственного института культуры, обладатель приза Оргкомитета Фестиваля «Амурская осень-2017» как лучший продюсер. Начав свою успешную практическую деятельность в области культуры с руководства крупнейшего предприятия печати – типографии «Детская книга», А.Р. Могинов в 2008 году переходит в сферу театрального производства и создает продюсерский центр «Оазис» (ныне – известный «Современный театр антрепризы»). Ему удалось сформировать новое лицо антрепризного театра России – с обращением к качественной драматургии, привлечением творческой молодежи и экспериментальными проектами. Работа А.Р. Могинова как генерального продюсера получила высокую оценку профессионального театрального сообщества на ряде Международных театральных форумов и фестивалей и была актуально востребована.
С 2021 года он работает в Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы «Московский драматический театр «Сопричастность». А.Р. Могинов имеет не просто большой опыт успешного руководства учреждениями культуры, как работника искусства его отличают регулярно пополняемые им знания в области истории искусства, развития современных форм культуры и потребностей общества. Его стиль руководства характеризуется требовательностью к качественному и своевременному исполнению заданий и, одновременно, внимательностью к душевному состоянию работника, стремлением создать в коллективе атмосферу творчества и социальной справедливости. Именно эти качества А.Р. Могинова сыграли важную роль в его деятельности на посту директора театра «Сопричастность», оказавшегося в сложной ситуации после кончины своего художественного руководителя театра. А.Р. Могинов в кратчайший срок смог поддержать текущий репертуар театра, сохранив лучшее из его наследия, и организовать работу над новыми постановками, выпустив 4 премьеры для взрослой и детской публики. А.Р. Могинову удалось успешно завершить в 2021 году городской проект «Театр в школе» с участием «Сопричастности». Он поддержал Творческую лабораторию молодых артистов и художественно-просветительскую деятельность театра, направленную на сохранение и развитие традиционных ценностей отечественной культуры.
Позитивный опыт управления театром в кризисной ситуации помог А.Р. Могинову в его работе после принятия им на себя в ноябре 2021 года руководства ГБУК г. Москвы «Московский театр под руководством Геннадия Чихачёва», оказавшимся в столь же трудном положении. Ему удалось укрепить репертуар театра и сформировать перспективный план творческой жизни театра. В настоящее время он прилагает много усилий для создания на высоком уровне художественных коммуникаций и возможностей для совместной деятельности обоих театров, значимых для молодежной аудитории Москвы.
За проявленные большие усилия по совершенствованию творческой деятельности театров, их профессиональному продвижению, поддержанию творческой дисциплины и созданию здоровой рабочей атмосферы А.Р. Могинов пользуется уважением и авторитетом в театральном коллективе.
Окончил Московский государственный университет печати и успешно защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Более 7 лет возглавлял типографию «Детская книга».
Любовь к театру и экономическое образование позволили создать и возглавить продюсерский центр «Оазис», а затем и «Современный театр антрепризы». За годы работы в «СТА» создано белее 50 спектаклей с выдающимися мастерами театра и кино, осуществлено продюсирование ряда творческих вечеров, концертов, фильмов и мультфильмов. Также организованы и проведены гастроли более чем в 300 городах России и более чем в 15 странах мира.
Под крылом театра образовался замечательный союз известных московских режиссеров – Родиона Овчинникова, Алексея Кирющенко, Романа Самгина, Михаила Цитриняка и других постановщиков с великолепными артистами театра и кино – Сергеем Шакуровым, Марией Ароновой, Николаем Добрыниным, Романом Мадяновым, Людмилой Артемьевой и другими актерами.
Дарья Лосякова
Комментариев нет