Николай Лукьянович Дупак. Прощание.

Прощание с бывшим руководителем Театра на Таганке, членом РТСРК  Николаем Дупаком состоится в театре 29 марта в 11:00, сообщает пресс-служба Театра на Таганке. Заслуженный актер РСФСР скончался в Москве на 102-м году жизни.

 

Директором Театра на Таганке Дупак стал в начале 1960-х и проработал на этой должности до 1977 года. Затем он около года возглавлял Театр на Малой Бронной, а после вернулся к руководству Театром на Таганке. Всего он возглавлял этот театр более 30 лет.

 Участник Великой Отечественной войны с 27 июля 1941 по 23 сентября 1943 года. С сентября по декабрь 1941 учился в Новочеркасском кавалерийском училищеНовочеркасск тогда называли кузницей кадров советской кавалерии, поскольку Краснознамённые кавалерийские курсы усовершенствования командного состава базировались в этом городе, а с началом войны там стали по ускоренной программе ещё и подготавливать младших офицеров для кавалерийских частей РККА. Николай Дупак зимой 1941 года с отличием выпустился в звании лейтенанта и был направлен под Москву на Западный фронт. С 16 марта 1942 года в составе 7-го кавалерийского корпуса (Брянский фронт), преобразованного Приказом НКО № 30 от 19 января 1943 года в 6-й гвардейский кавалерийский корпус. Гвардии старший лейтенант. Участник обороны МосквыСталинграда, воевал и на других фронтах.

Прошёл боевой путь от курсанта до командира взвода разведки, а потом и командира гвардейского кавалерийского эскадрона (более 250 человек, в том числе, помимо кавалеристов, был пулемётный взвод, взвод бронебойщиков с противотанковыми ружьями ПТР и батарея лёгких пушек «сорокопяток»).

В 1942 году был принят в ряды ВКП(б). Неоднократно отмечен поощрениями и благодарностями командования (в том числе от командующего армией, а впоследствии и фронтом Рокоссовского, главного инспектора кавалерии РККА генерал-полковника Городовикова и других). Награждён за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями.

В боях был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу) и один раз контужен, терял слух и речь. Лечился в госпиталях в Мичуринске, Москве, Куйбышеве, Чапаевске, Актюбинске. Получил инвалидность и после госпиталя был комиссован из армии[2]. В Актюбинске офицер Н. Л. Дупак организовал постановку нескольких спектаклей и концертов в госпитале и Дворце культуры, собранные средства от которых были направлены на строительство танка Т-34. Случайно повстречался с режиссёром Александром Давидсоном, который был помощником у Александра Довженко и который через Постпредство УССР вызвал комиссованного героя-инвалида с актёрским прошлым в Москву для участия в съёмках фильма «Украина в огне». Однако картина не была снята. Несмотря на инвалидность и увольнение из армии, Дупак не смирился с положением калеки-пенсионера. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Это позволило ему вернуться в актёрскую профессию. Его зачислили актёром на «Мосфильм».

C 1943 по 1963 год служил ведущим актёром и режиссёром Театра имени К. С. Станиславского. Параллельно с работой в кино и в спектаклях активно занимался общественной работой в театре, был секретарём комсомольской, а потом и партийной организации театра; после скоропостижной смерти директора исполнял обязанности руководителя театра. С коллегами и подчинёнными у него сложились замечательные отношения.

В 1963—1990 годы (с небольшим перерывом) — актёр и директор Театра на Таганке. Именно Дупак позже придумал и утвердил эмблему театра — красный квадрат с чёрными словами по периметру.

Весной 1964 года пригласил к себе в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя Юрия Петровича Любимова, работавшего тогда преподавателем в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. Там в 1959 году Юрий Любимов дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо», а в 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил второй спектакль — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Этот спектакль понравился Дупаку, и он уговорил Любимова работать на Таганке, хотя тот намеревался переехать в подмосковный городок Дубна (с населением около 30 тысяч человек на тот момент), где ему обещали выделить здание Дома культуры для театральных постановок и предоставить хорошую квартиру.

Принял на работу в театр Владимира Высоцкого, несмотря на первоначальные возражения Юрия Любимова.

Познакомившись в Киеве с молодым талантливым художником Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Давидом Боровским, Дупак переманил его в Москву к себе на Таганку, создал условия, выбил квартиру его семье недалеко от театра, устроил сына в художественное училище. В Таганке способности Боровского ещё более раскрылись и развились. Давид Львович Боровский-Бродский состоялся как народный художник страны, театральный художник и сценограф, удостоен множества премий и наград.

Дупак повсеместно старался создавать актёрам и другим сотрудникам театра такие условия для работы и отдыха, чтобы они могли целиком сосредоточиться на творчестве и раскрыть полностью свои таланты и умения. Помогал и поддерживал талантливых коллег, добивался их награждения. В 1960—1980-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени в условиях «холодной войны» и «железного занавеса» было большой редкостью.

Работая главным руководителем Театра на Таганке, Николай Лукьянович принципиально, чтобы не использовать служебное положение, отказался навсегда от ролей в спектаклях своего театра. В кино же продолжал работать, снявшись в десятках кинофильмов.

Диапазон ролей широкий и яркий: от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала, от простых граждан до руководителей страны и регионов, от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции, от простых ратников до воеводы, от адъютанта до председателя Совета министров СССР.

В январе 1977 из-за конфликта Юрием Любимовым ушёл из театра и занял должность директора Театра на Малой Бронной, где за год с небольшим сумел сделать много полезного и важного: построить малую сцену для Михаила Михайловича Козакова, сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссёров, выбить дополнительные ставки и квартиры нуждающимся актёрам. В 1978 году, по убедительной просьбе Любимова и труппы, вернулся в Театр на Таганке.

   Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко, долго бывший членом Художественного совета Театра на Таганке, отмечал: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделён щедро. Любить актёров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт — это тоже талант. Причём талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака — явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства».

В 1990-м, на 70-м году жизни Дупак принял решение уйти из Театра на Таганке. В 1990—2000-е годы работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссёром-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. Примечательный факт: в 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и драматического разделения на два отдельных театра (Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки) коллектив театра Содружество актёров Таганки обратился с письмом-приглашением к Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их театра. Тем не менее Дупак поставил условие, что он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь станет единым учреждением. Этого не произошло, и Дупак отказался от поста директора.

При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В. С. ВысоцкогоДом русского зарубежья имени Александра Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *