ПРИНОШЕНИЕ
В Концертном зале имени Н.Я. Мясковского 28 сентября 2024 года состоялся концерт, посвященный памяти Валентина Сергеевича Матвеева-Вентцеля (1931-2023). А точнее, это было музыкально — литературное приношение пианисту, композитору, педагогу, философу.
Вдохновитель и организатор вечера, вдова музыканта, Диана Рубинштейн дала такое название концерту: «Театрализованное историко-биографическое эссе по книге В. Матвеева-Вентцеля «Вместе со Станчинским». На обложке программки мы видим портрет Алексея Станчинского (1988-1914), композитора, который сто десять лет назад в расцвете сил ушел из жизни в возрасте двадцати шести лет. В. Матвеев — Вентцель уже в давние годы занимался творчеством этого музыканта, способствовал его возрождению, включая его произведения в свои концерты.
Особая атмосфера камерного зала, где на переднем плане расположились рядом друг с другом портреты В. Матвеева-Вентцеля и А.В. Станчинского, располагала к наиболее чуткому, эмпатичному восприятию исполняемых произведений.
Продуманная композиция вечера началась со слов о многогранной личности В. Матвеева-Вентцеля. О нём говорили композитор, профессор МГК Ю. Каспаров, пианистка, Заслуженная артистка РФ, профессор МГК Н. Деева, пианист, доцент МГК А. Малкус. Наталья Деева исполнила произведения С. Рахманинова и Н. Метнера. Стихи В. Матвеева-Вентцеля и отрывки из его книги в промежутках между концертными номерами читали актёры С. Пименов и Г. Калашникова. Таким образом «монтировался» текст – придуманное Д. Рубинштейн эссе, из которого можно было многое узнать о музыкантах.
Александр Малкус, будучи учеником В. Натансона, глубоко проникся творчеством рано ушедшего из жизни композитора, он с давних пор включает его произведения в свои концерты. В изучении творчества А. Станчинского его также поддерживал выдающийся пианист, Народный артист СССР, профессор В.К. Мержанов, чьим ассистентом А.М. Малкус был в течение нескольких лет.
В его исполнении прозвучали Ноктюрн Ми мажор и две прелюдии, написанные А. Станчинским в 1907 году.
Марлена Мош, известная певица, лауреат нескольких международных конкурсов и фестивалей, в сопровождении Александра Малкуса исполнила пять шотландских песен А. Станчинского. Были прочитаны стихи Бернса, вдохновившие А. Станчинского. Вокальные произведения, удачно соединившись с текстом Матвеева-Вентцеля о полифоническом методе А. Станчинского позволили лучше понять особенности стилистики композитора.
Эстафету маститых мастеров приняли молодые музыканты, ученики Н.Н. Деевой и А.М. Малкуса. Два труднейших произведения А. Станчинского исполнил Михаил Ковалев, пианист, композитор, лауреат международных конкурсов, ученик В.К. Мержанова, с которым также занимались А.М. Малкус и Н.Н. Деева, а монументальную 1-ю сонату А. Станчинского исполнил Данил Севостьянов. М. Ковалев и Д. Севостьянов до недавнего времени были студентами класса профессора Н.Н. Деевой.
Расширяется и география распространения высокохудожественных, хотя и редко исполняемых, фортепианных произведений русских композиторов. В концерте выступили молодые пианисты из Китая, студенты класса доцента А.М. Малкуса. Коу Тай исполнил два эскиза А. Станчинского, а Чжан Юйхань сыграла «Раздумье» Н. Метнера.
Свежо и интересно прозвучало Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Станчинского в исполнении преподавателей Московской консерватории — доцента Геннадия Акинфина (скрипка), профессора Андрея Спиридонова (виолончель) и Александра Малкуса.
Вспоминая В.С. Матвеева-Вентцеля, участники вечера говорили о его роли в создании Академии Славянских культур, где в свое время преподавал замечательный пианист, виртуозный исполнитель произведений С. Рахманинова, ученик Л.Н. Оборина, Владимир Селивохин. Прекрасно, что такие яркие имена не забываются.
Александр Малкус исполнил также и произведения замечательного советского композитора Ан. Александрова, к сожалению, тоже нечасто исполняемого.
В связи с этим лейтмотивом всего вечера была тема ценности романтической традиции в русской фортепианной школе.
Особое место в программе занимают записи выступления В. Матвеева-Вентцеля: в конце первого отделения звучала «Mephetica» А. Станчинского, исполненная в Рахманиновском зале, а в конце концерта в записи пианиста прозвучала 2-я соната А. Станчинского, являющаяся вершиной его творчества.
Диана Рубинштейн собрала замечательную программу, где и музыка, и вокал, и слово работали на создание образов замечательных музыкантов, окончивших свой земной путь. В процессе всего концерта от произведения к произведению все сильнее происходило воздействие музыки А. Станчинского. Коллеги В.С. Матвеева-Вентцеля и почитатели таланта А. Станчинского собрались в зале им. Н.Я. Мясковского, выдающегося композитора ХХ века, чтобы совершить свое музыкальное приношение и почтить память ушедших.
Наталья Стеркина
член Союза писателей Москвы,
член Союза российских писателей,
преподаватель ВГИКа
Комментариев нет