Недавно в целях популяризации культурно-туристического потенциала Тульской области государственное учреждение культуры «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» провели информационный тур по региону для представителей СМИ и туристских компаний. Гидом пресс-тура была Татьяна Самсонова, которая искренне любит свой край и ответственно относится к своей работе. Благодаря ей, мы подробнее ознакомились с достопримечательностями Тульской области и узнали от нее много нового.

Первым городом на нашем маршруте оказался Новомосковск, основанный в 1930 году. Первоначально он носил имя Сталиногорск и только в 1961 году получил свое современное название. Здесь отлично совмещаются великолепные памятники культуры и науки, религиозные святыни, а также исторические монументы, созданные трудом и искусством наших предков.

Не все знают, что древнейшая река России — Дон берет свое начало из маленького ручейка, расположенного в Детском парке Новомосковска, недалеко от Детской железной дороги. Рядом с ручьем возведена объемная скульптурная композиция, называемая «Исток Дона».

Чтобы получить знания о том, как строился, восстанавливался после войны и развивался Новомосковск, мы посетили историко-художественный музей, в котором гид Михаил Зябин рассказал о людях и предприятиях, внесших большой вклад в историю города. Музей вмещает в себя выставочные залы с различными экспонатами, позволяющие проследить непростую, но интересную историю его становления. А, установленный памятник боевой «Катюше», находящийся у входа, не дает забыть горожанам и гостям города о трагических событиях Великой Отечественной войны.

В Новомосковске есть много памятных мест о военном подвиге героев тех страшных военных лет. Так, в память об их подвигах на месте братской могилы возведен Мемориал в Парке Памяти в Урванском лесу. В центре экспозиции застыла фигура скорбящей матери, над которой воздвигнута каменная белоснежная арка. Справа от нее построен металлический памятник, с Вечным огнем, куда люди приходят возложить цветы.

В Новмосковске находится памятник великому композитору Михаилу Глинке, заслугой которого является то, что он связал воедино народную и классическую музыку и ознакомились украшением города – Ротондой и другими памятными местами.

В Музее истории села Спасское мы узнали, что он является ведомственным музеем колхоза им. Ленина и входит в состав МКУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей» в качестве структурного подразделения. Его экспозиция состоит из 3-х разделов. В первом разделе рассказывается о крестьянском быте конца 19 начала 20 веков, во втором — о Великой Отечественной войне, в третьем – об истории колхоза имени В.И. Ленина. Размещена Галерея портретов лауреатов Государственной премии СССР — членов колхоза, центральное место в которой занимают разделы, посвященные Василию Стародубцеву, партийному и политическому деятелю, губернатору Тульской области, депутату Государственной Думы РФ. С 1964 по 1997 годы он был председателем колхоза имени Ленина.

На юго-востоке Тульской области расположен город Богородицк, истоки которого уходят к временам Смуты и восшествию на престол династии Романовых. Недалеко от места, где он появился, проходила Куликовская битва. Сам город был основан как деревянный форт для защиты от врагов. В середине 18 века был разрушен, и на его месте, по приказу Екатерины II началось строительство имения для семьи графа Бобринского, примыкавшего к парку.

Кстати, само развитие города, его известность, и даже его современная планировка – все это было создано благодаря наличию здесь дворца, построенного по проекту архитектора Ивана Старова, в бывшей усадьбе графов Бобринских. Сегодня здесь находится Богородицкий дворец-музей, где нас встретили гостеприимные сотрудники и рассказали о его интересных экспонатах.

Неотъемлемой частью ансамбля усадьбы является Богородицкий парк, который создавался почти на безводном месте великим русским ученым Андреем Болотовым, управляющим имением Бобринских. Он проектировал его самостоятельно, создавая все уникальные ландшафты, которые хорошо видны со смотровой площадки.

Белоснежная Казанская церковь – еще один Богородицкий шедевр архитектора Ивана Старова. Она находится рядом с дворцом, на территории парка. Храм возведен в классических формах. В нем царит добрая и торжественная атмосфера.

В парке установлен памятник Андрею Болотову. А памятник Екатерине Великой находится на противоположной от дворца стороне. Жители города гордятся им, от которого открывается хороший вид на дворец и парк.

Ночевали мы   в одной из гостиниц комплекса «Золотой город», который находится в Веневском районе. Увиденное впечатлило нас. При входе в него, в глаза бросилось следующее: все строения выполнены в едином Восточном китайском стиле. Территория окружена копией Великой китайской стены. Радуют фонтанчики, традиционные китайские беседки, небольшие каменные мостики. Понравилась нам скульптурная группа небольших животных, которые олицетворяют восточный гороскоп, вокруг много зелени…

Туристический центр «Золотой город» предлагает целый комплекс услуг. Здесь можно отдохнуть в комфортных номерах вместе с семьей или отправиться на празднование корпоративного праздника коллективом. Вкусное питание и масса развлечений будут обеспечены. Расположены гостиницы, рестораны, буддийский храм, лесопарковая зона «Китайский императорский парк», а уникальная фестивальная площадка, способна принять в один день до 20 тысяч человек. Для детей есть спортивные площадки, специальные игровые зоны, места для семейных развлечений.

На следующий день мы побывали в Епифани. Это один из немногих уголков России, сохранивший архитектуру и внешний вид древнерусского города, в котором   достопримечательности начинаются с указания наиболее значимых исторических объектов: Никольского собора, Храма Усекновения Иоанна Предтечи, Успенского монастыря, Дмитриевской церкви, Усадьбы купца Байбакова. Имеется своя Красная площадь. А на гербе города красуются три былины конопли.

В местном этнографическом музее мы узнали, где нас угостили чаем из самовара и вареньем из клубники, мы узнали, что Епифани более 400 лет, и она была основана как форпост на южной границе Московского государства. Именно отсюда берут свое начало корни знаменитого донского казачества.

В Тульской области есть небольшое село Сабино, место паломничества для православных верующих из городов России и стран ближнего зарубежья. Это село — малая родина святой праведной Матроны Московской. Именно здесь в многодетной семье в 1881 году родилась Матрона Дмитриевна Никонова, которая ещё в юном возрасте принимала паломников в сельском доме родителей, до переезда в Москву. От этого местные жители называют ее «Матроной Себинской».

В Себино мы побывали в храме Успения Пресвятой Богородицы с приделом Матроны, который является архитектурной и духовной доминантой села. В церкви хранится икона с частицей мощей святой Матроны, а также частица ее гроба. За алтарной частью находится могила отца Василия (Троицкого), крестивший ее. Сохранилась и купель, в которой её крестили. Матроне установлены два памятника. Один расположен в ротонде, а другой — на улице, рядом с музеем.

В Туле у нас состоялась встреча с Министром культуры и туризма Тульской области Татьяной Рыбкиной.  В беседе с ней мы узнали, что туризм здесь является динамично развивающейся отраслью экономики. Работают Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Заповедник «Куликово поле» Музей-Заповедник В. Д. Поленова, Тульский государственный музей оружия, Тульский кремль и другие. Имеется много мест, связанных с выдающимися деятелями прошлого и настоящего, установлено множество памятников истории и культуры. А сама Тула славится не только своей военной историей (тульским кремлем XVI века и званием города-героя), но и вкуснейшими печатными пряниками, изумительными самоварами, хроматической гармоникой и, конечно, оружейным производством.

По словам Татьяны Рыбкиной, Тульская область единственная из всех регионов, кто обозначил, что театральное и музыкальное искусство должны дойти до каждого человека в самую глубинку России. А объявленный Год театра имеет не только содержательное наполнение, но и финансовое обеспечение.  Выделены средства на поддержку детских театров. Приобретено новое световое и звуковое оборудование для Тульского театра юного зрителя и Тульского государственного театра кукол…

В Тульском кремле мы были зрителями исполнения оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Это событие стало заключительной частью творческого проекта Тульской областной филармонии и Автономной некоммерческой организации «Творческая лаборатория «Альфа Мюзик“» «Тульский кремль 500 Страницы истории в музыке», осуществлённого при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Тульской области в рамках мероприятий, посвящённых празднованию 500-летия основания Тульского Кремля и Большой засечной черты.

Постановка была создана силами масштабного творческого коллектива, объединившего лучшие исполнительские силы региона и России. В ней участвовали солисты ведущих музыкальных театров страны, а также Тульский филармонический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр — Владислав Лаврик) и Тульский государственный хор (художественный руководитель — Александр Соловьёв). Режиссер-постановщик и куратор проекта — Полина Бертэн, художник-постановщик — Габриэлла Ижевская (г. Москва).

Всех зрителей, артистов перед началом спектакля приветствовала министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина, которая отметила, что празднование 500-летия Тульского кремля стало национальным проектом, которому уделяется особое внимание на всех уровнях государственной власти, что Тула в эти дни переживает прорыв, в том числе и в музыкальной сфере.

Справедливость этих слов подтверждает уникальность созданного проекта: «Царская невеста» стала не только первым в тульской музыкальной истории semi-stage оперным спектаклем — исполненным солистами, хором и оркестром, с элементами декораций, сценическими костюмами, реквизитом и оригинальными видео-инсталяциями, но и первым в Туле опытом постановки оперы в популярном и востребованном во всём мире формате open air.

Следует отметить, что в воплощении шедевра Н.А.Римского-Корсакова творческая команда спектакля продемонстрировала ансамблевую слаженность, динамичное и сбалансированное звучание солистов, хора и оркестра, исконно русскую вокальную кантилену и драматическое мастерство.

В Туле мы посетили многие музеи и достопримечательности и узнали, что этот город является   одним из тех редчайших мест, в котором любой путешественник найдет что-то себе по душе.  Например, экспозиции музея «Тульский кремль», познакомили нас не только с историческими событиями и личностями, связанными с древней крепостью, но мы узнали много интересного о жизни жителя кремля в XVI – XVII вв. А помогли нам в этом уникальные археологические находки — древние артефакты, среди которых посуда, игрушки, инструменты древних ремесленников, украшения, монеты, оружие и прочее.

В областном краеведческом музее краевед Сергей Давыдов рассказал нам о многом об истории Тулы. На первом этаже музея нас встретил огромный лесной красавец лось, добытый сотрудниками в окрестностях Ясной Поляны. Также наше внимание привлек зал культуры, выполненный в стиле библиотеки XIX века, где в полумраке взору представилось фондовое собрание книжных памятников различных эпох. В центре зала расположены впечатляющие своими размерами, роскошные напрестольные Евангелия XVIII века

В военно-историческом музее мы с его хранительницей Ириной Авдюшкиной совершили увлекательное путешествие в историю, которое начинается в далеком 1380 году на первом поле ратной славы, а заканчивается у стены рейхстага, где 9 мая 1945 года наши земляки написали свои имена. Среди подлинных экспонатов музея – походный офицерский ящик, медали и медальоны 1812 года, письма, оружие и личные вещи участников Первой мировой войны, солдатские треугольники, похоронки, награды, игрушки, журналы, рассказывающие о том, как сражалась и жила Тула в годы Великой Отечественной войны. Все эти предметы туляки передали музею на постоянное хранение в ходе акции «Народный музей», которая началась в 2014 году и продолжается по сей день.

Богородичный Пантелеомонов Щегловский монастырь — мужская обитель в Туле, единственная в России названная в честь иконы Божьей матери «Млекопитательница». Эта редкая икона очень символична. На ней Иисус Христос представлен в образе младенца, пьющего молоко своей матери, как обычное земное дитя.

За свою полуторавековую историю Щегловскому монастырю, как и многим православным обителям в СССР, пришлось пройти сложный путь. Священники нам рассказали, что еще в начале XIX века на восточной окраине Тулы в Щегловской засеке был построен архиерейский дом. В 1859 году, на средства московского купца Василия  Макарухина, возле него начали возводить здания будущего монастыря. Строителем храма был иеромонах Никандр, проектировщиком — Александр  Бочарников, а строительными работами руководил его отец, Гавриил Бочарников.

В 1921 году монастырь был упразднён и разогнаны монахи. А  монастырская утварь и иконы были вывезены и со временем многие из них были утеряны. И только 2 ноября 1990 года территория и все здания монастыря были возвращены православной церкви. Сегодня его объектами являются: Центральный собор. Верхний храм освящен в честь иконы Божьей Матери «Млекопитательница», а нижний — в честь великомученика Пантелеймона, Успенский храм в настоятельском корпусе, Храм в честь святого Никандра, Псковского чудотворца, Часовня в честь Архистратига Михаила, Дом-келья преподобного Варсонофия Щегловского и Тульского. В этом же здании находится Тульский Епархиальный паломнический центр, воскресная школа и канцелярия обители.

В Тульском кремле состоялось исполнение оперы Н. А. Римского- Корсакова «Царская невеста». Это событие стало заключительной частью творческого проекта Тульской областной филармонии и Автономной некоммерческой организации «Творческая лаборатория „Альфа Мюзик“» «Тульский кремль 500 Страницы истории в музыке», осуществлённого при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Тульской области в рамках мероприятий, посвящённых празднованию 500-летия основания Тульского Кремля и Большой засечной черты.

Постановка была создана силами масштабного творческого коллектива, объединившего лучшие исполнительские силы региона и России. В ней участвовали солисты ведущих музыкальных театров страны, а также Тульский филармонический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр — Владислав Лаврик) и Тульский государственный хор (художественный руководитель — Александр Соловьёв). Режиссер-постановщик и куратор проекта — Полина Бертэн, художник-постановщик — Габриэлла Ижевская (г. Москва).

Зрителей и артистов перед началом спектакля приветствовала министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина. Празднование 500-летия Тульского кремля стало национальным проектом, которому уделяется особое внимание на всех уровнях государственной власти, и Тула в эти дни переживает прорыв, в том числе и в музыкальной сфере, отметила она.

Справедливость этих слов подтверждает уникальность созданного проекта: «Царская невеста» стала не только первым в тульской музыкальной истории semi-stage оперным спектаклем — исполненным солистами, хором и оркестром, с элементами декораций, сценическими костюмами, реквизитом и оригинальными видео-инсталляциями, но и первым в Туле опытом постановки оперы в популярном и востребованном во всём мире формате open air.

Следует отметить, что в воплощении шедевра Н.А.Римского-Корсакова творческая команда спектакля продемонстрировала ансамблевую слаженность, динамичное и сбалансированное звучание солистов, хора и оркестра, исконно русскую вокальную кантилену и драматическое мастерство.

В поселке Дубна мы посетили и ознакомились с главным жилым домом фабриканта Петра   Мосолова, который представляет собой большой деревянный особняк с каменным первым этажом. Это его единственный из трёх домов, который дошел до наших дней. Остальные находились в Протасово и в Ялте. Дом в Дубне, в отличие от них, выглядит более монументально и представительно.

Петр Мосолов родился в 1803 г. Его отец — Иван Филиппович — был из династии владельцев заводов Мосоловых. В 1828 г. Петр Иванович построил в Дубне, на берегу пруда, напротив своего чугунолитейного завода трехэтажный дом из дерева и кирпича. С фасада здание было красиво украшено. Дом был с верандой и дополнен чугунными литыми элементами: затейливыми кронштейнами, колоннами с виноградными гроздьями, парадной лестницей, украшенной изображениями виноградных листьев и цветов. Все эти элементы были отлиты на Дубенском заводе. Через нижний этаж проходил прямой коридор, который выходил на западную сторону – в парк, также имелся выход на южную сторону, где располагалась открытая летняя веранда с лестницей в придомный сад, спуск к пруду для купания и игральная площадка.

За время нескольких дней путешествия по Тульской области мы узнали не только секреты приготовления ароматных тульских пряников и белевской пастилы, но побывали во многих музеях, прогулялись по стенам и башням Тульского кремля, отведали чая из настоящего тульского самовара, смогли покататься на детской железной дороге и многое другое.

Николай Терещук,                                                                               Москва-Новокамск-                                                                              Спасское- Богородицк-                                                                      Епифань-Сербино-                                                                              Тула-Дубна-Москва

Поделиться: