Вклад Ломоносова в культуру и науку неоценим

   Новости

Вклад Ломоносова в культуру и науку неоценим

В Центральном доме журналиста состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 300-летия М.В. Ломоносова. На входе гостей встречало напоминание о знаменитом ломоносовском обозе – сани-волокуши, груженые «рыбой» (архангельскими пряниками, выполненные в виде рыб), которые вручал лично Михайло Васильевич в парике и кафтане. Необычное начало задало бодрый тон всей пресс-конференции. Развернулась горячая дискуссия и о самом Ломоносове, и о современном российском образовании, и о необходимости внедрения инноваций. В пресс-конференции приняли участие вице-президент РАН, президент Фонда имени М.В. Ломоносова Николай Лавёров, проректор МГИМО по научной работе Алексей Подберёзкин, научный руководитель Ломоносовской школы Марат Зиганов, глава «Этномира» Руслан Байрамов, член правления Московского отделения РТСРК Александр Ужегов и другие. Открыл встречу председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.

Сам уроженец Архангельской области, академик Лавёров увлечённо рассказывал о поморской настойчивости Ломоносова, его пути в науке, главных достижениях. Ломоносов был очень разносторонним человеком, не случайно его называют первым учёным-энциклопедистом России. Многого он, умерший всего в 54 года, сделать не успел. По мнению Лавёрова, многие его мысли поразительно актуальны и сегодня – например, о необходимости освоения Сибири и Северного Ледовитого океана, что сейчас выражается в проектах по освоению шельфа. «Всё, что он сделал, – сказал учёный о своём выдающемся предшественнике, – до сих пор вызывает восхищение». Однако дело не только в научных достижениях. Главное в образе Ломоносова, что ценно для современной России, считает Лавёров, – это его стремление на практике применить свои знания. В России, где программы по модернизации и инновациям принимаются, но пока не выполняются, это особенно важно.

Автор четырёхтомного труда «Человеческий капиталъ» Алексей Подберёзкин также развивал тему модернизации. По мнению учёного, перед Ломоносовым стояли ровно те же задачи, что и перед нами сегодня – формирования национальных научных школ. Только национальные школы способны создать что-то принципиально новое в своей области. Те страны, которые сумели их создать, как, например, Финляндия, лидируют и по уровню жизни. «Либо мы реанимируем национальную научную школу, – заявил Подберёзкин, – либо, отказавшись от этого, останемся аутсайдерами».
Марат Зиганов особо заметил, что Ломоносов, всё время стремившийся к знанию, – знаковый образ, который непременно нужно использовать для воспитания подрастающего поколения. Именно с этой целью Ломоносовской школой осуществляется целая серия проектов к 300-летию учёного. Их реализация, уверен Зиганов, привлечёт внимание и к проблемам современного российского образования. Самый масштабный из них – Ломоносовский обоз. Путешествие из Холмогор в Москву с остановками во многих городах России будет, конечно, не пешком и не на санях. Школьников повезут автобусы, но каждый из них будет везти на прицепе сани, аналог тех, на которых ехал (или за которыми шёл в обозе) 19-летний Михайло Ломоносов. В пунктах остановок запланирована высадка Ломоносовских аллей, концерты, пресс-конференции, встречи с деятелями науки и культуры.
Среди проектов школы – издание трёхтомной Ломоносовской энциклопедии, проведение Ломоносовской ассамблеи и Ломоносовского бала, конкурс видеофильмов, подготовка экспонатов для комнат-музеев в Марбурге (где в свое время учился Ломоносов) и в туристическом центре «Этномир», а также создание интернет-портала, посвящённого М.В. Ломоносову, на котором публикуются все произвёдения ученого. Всего же школа осуществляет целых 30 проектов к юбилею М.В. Ломоносова.
Много было сказано о Михаиле Ломоносове. Для кого-то он интересен как учёный и как человек с интересной судьбой, для кого-то он скорее образ человека, стремящегося к знанию, дерзающего и достигающего очень многого в жизни. Но в том грандиозном, что смог совершить Ломоносов, есть и более универсальный смысл. Как ни странно, лучше всего об этом сказал единственный иностранный гость пресс-конференции профессор филологии из Австралии (г. Сидней), руководитель Общества славянской дружбы Дэвид Вонсброу, произнёсший речь об образованном человеке. «Образованный человек – это не эксперт в любой области, – заметил австралийский учёный, – наоборот, он понимает, что знает очень мало, и поэтому всегда готов к дальнейшему исследованию – и изменению своего ума».
Ломоносов многое сделал для науки и русской культуры. Он практически не создал школы. Однако неуёмное стремление к исследованиям природы и новому знанию устареть не может – в этом он по-прежнему остаётся прекрасным образцом для подражания.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *