
Вся жизнь – это восхождение!
Мой герой – Владимир Александрович Глотов, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека СГМУ, Председатель областного отделения Научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов. Он специалист мирового уровня в области микроциркуляции крови. А ещё, он актер Народного драматического театра СГМУ «Зеркало», занимается спортивными бальными танцами, обучался в художественной школе, окончил музыкальную школу по классу баяна, приобщал художников к азам пластической анатомии в институте искусств, любит музыку, в основном классику (у него богатая коллекция дисков), и многое-многое другое. Кажется, что жизнь этого деятельного человека – постоянное неумолимое движение к вершине, высота за высотой. И его бесконечные таланты в разных сферах науки и искусства – это инструмент для достижения главной цели.
Моя с ним встреча началась необычно – сначала из открывающейся двери кафедры анатомии вырвалась резвая собачка с белым бантиком на макушке, и очень дружелюбно начала со мной знакомиться. Можно было сразу оценить доброту профессора – первое его «говорящее» качество. Лохматый «ребёнок» не оставлен дома, а взят с собой на работу, и не в первый раз. Оказывается, Жулька (Джульетта) утром принесла доктору в зубах не только носки, но и тапочки, устоять было невозможно!
Владимир Александрович человек очень увлечённый, но и математически системный. Множество исторических дат, фамилий и событий знает на память. Быстрая речь, где слова, казалось бы, наслаиваются друг на друга, в конечном итоге составляется в логически безупречный монолог. Во всём виден неформальный подход, внимание к деталям и мелочам, за которые он «зацепляется» и идёт дальше к разгадке.
Круглый «сократовский» череп, серо-синие внимательные глаза, выразительно изогнутые губы, аккуратная бородка. Крупный, плечистый, умеющий артистично подать своё мнение, брызжущий идеями и фантазиями, он считает, что «молодые и пытливые» не имеют в науке нужных нитей, которые у него в руках. Необходимо зажечь огонь в душах своих студентов.
В 1982 году Глотов окончил Смоленский государственный медицинский институт, затем началось методичное движение вверх – интернатура по терапии, 3 года работы врачом в сельской районной больнице, аспирантура при кафедре анатомии человека, работа ассистентом. В 2002-м защитил докторскую диссертацию (минуя кандидатскую) по теме «Структурный анализ микрососудистых бифуркаций (Микрососудистый узел и гемодинамический фактор)». В 2008-м году получил должность профессора кафедры анатомии человека СГМУ. Автор 4-х монографий, около ста пятидесяти научных статей, пяти изобретений и 16 рационализаторских предложений. Под его руководством защищены 3 кандидатские диссертации.
Очень широк круг тех обязанностей, которыми профессор считает необходимым заниматься. Но основной научный интерес для него представляет тема в области структурного анализа микрососудистых сетей, уходящая корнями в 70-е годы прошлого века.
А каковы же корни самого Владимира Александровича?
– Я родился 9 мая 1959-го года в военном городке Сеща Брянской области в семье военнослужащего. Мой отец был офицером военно-транспортной авиации и очень хорошим музыкантом-самоучкой (баян, гармошка и губная гармошка). Мама с отцом отлично пели. История их знакомства примечательна, они с детства были знакомы. Однажды, катаясь на лыжах, маленькая мама упала, и отец на руках отнес её домой. Тогда и решил про себя: «Я на ней женюсь». Повзрослев и вернувшись в село, отец отбил всех ребят, и они поженились. Мама работала библиотекарем, затем поступила в медучилище, была более начитана, чем даже моя дочь, окончившая филфак с красным дипломом. Отец был занят с утра до ночи, но служил мне «мужским» примером, впрочем, как и другие высокообразованные офицеры в гарнизоне. Один из них читал в оригинале Дж. К. Джерома. Они решали внешнеполитические проблемы, летали по всему миру – от Монголии и Никарагуа до Индокитая и Кубы. Была высокая напряжённость интеллектуальной, профессиональной и личной жизни в нашем военном городке, а я был всему свидетелем.
В качестве актёра в моём послужном списке несколько спектаклей. Первый – это «Колобок», где я играл Серого Волка. Я вышел на сцену и замер. Наконец, пробормотав: «Колобок, колобок, я тебя съем», быстро удалился. Вторая роль, которую я запомнил на всю жизнь – роль губернатора в знаменитой поэме Некрасова «Русские женщины». Это было в выпускном классе, весь гарнизон помогал делать костюмы, и оценил наш спектакль выше, чем игру профессионалов. Пришло первое ощущение, что я «проживаю роль»! Теперь для меня театр – это психо-физиологическая тренировка.
Поясню, для основной серьёзной научной работы мне нужно разгружаться. Есть вещи в моей работе, которые я не могу сделать прямо сейчас, переживаю, огорчаюсь. Театр позволяет снять напряжение, переключиться, а часто единственное решение или идея приходит во время творческих занятий. Спортивные танцы, которыми я занимаюсь с 22-х лет, как любой спорт, поддерживают тонус. В юности занимался гимнастикой, лёгкой атлетикой и борьбой, немного плаванием, лыжами. Чтобы трудиться в большой науке, выдерживать интеллектуальное напряжение и нагрузки, надо иметь отменное здоровье.
Профессор Глотов автор инициативы по поимённому увековечиванию памяти 7 303-х воинов-красноармейцев, погибших в лазарете Дулага-126 на территории Медгородка в начале Великой Отечественной войны. Тогда удалось задержать наступление фашистов на Москву на несколько месяцев, но многие воины попали в плен, были расстреляны, замучены, умирали от тяжелейших условий содержания. На февральской конференции по утверждению исторической правды собрались все ведущие специалисты по поисковой работе, историки, краеведы. Но установленные имена пока не вошли в паспорт захоронения мемориала. К сожалению, люди, в компетенции которых находится проведение этой процедуры, не торопятся выполнять свои обязанности. Такая же проблема существует и по другим братским захоронениям Смоленской области.
Однако многое удаётся, скоро будет освящена недавно возведённая Православная Часовня-Храм в честь новомученика врача Евгения Боткина вблизи Братского кладбища и анатомического корпуса медуниверситета. В этом большая заслуга Глотова и отца Павла (Петровского), они несколько лет добивались её постройки.
Скоро появится и звонница. На территории кладбища в период Первой мировой войны 1914-1917 гг. хоронили тяжелораненых, которых было невозможно транспортировать вглубь России, всего более 760 человек. Благодаря помощи члена-корреспондента РАН, ректора СГМУ Романа Сергеевича Козлова, удалось реализовать этот проект. С его же помощью на базе кафедры анатомии человека планируется создать репетиционный зал для Хоровой Капеллы им. П.Н. Триодина – одного из основателей медицинского факультета и Анатомического института.
– Пётр Николаевич Триодин – это гордость Смоленска, врач эпидемиолог-анатом и выдающийся русский советский композитор, ученик Глазунова. Записал и обработал более 300 народных песен из репертуара Козловского, Лемешева, Зыкиной. Написал первую советскую оперу по мотивам произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный». Знаменитая песня «Ах ты, степь широкая» – это хор из оперы, а не народное творчество.
Все аспекты деятельности Владимира Александровича – Триодин, увековечивание памяти воинов, другие занятия, не являются для него основными.
– Моя главная задача – тайна движения крови в мелких сосудах нашего организма. В органическом мире при определённых оптимальных условиях возможно появление феномена сверхтекучести крови, т.е. она может протекать по тонкому кровеносному капилляру без трения, без потери импульса и энергии.
Существует огромное количество морфологических проявлений сверхтекучести крови. Для этого необходимо подкорректировать наши представления о характере движения крови в кровеносных сосудистых сетях (КСС). Принять как постулат, что движение крови в КСС, с одной стороны, это сплошной волновой поток полидисперсной суспензии с несферической формой дисперсной фазы, а с другой стороны – это поток квантов крови, следующих один за другим без разрыва. Гравитация практически не участвует в движении крови в системе микроциркуляции – это одно из проявлений антропного (связанного с существованием разумных существ) принципа в приложении к человеку. Дискретный подход к структурному анализу КСС позволяет построить (быть может, впервые в истории математической биологии структур) изящную аксиоматическую математическую теорию конфигурации КСС.
На вопрос, добились ли вы в жизни того, чего хотели, он отвечает:
– Есть такой принцип Питера – в карьерной лестнице каждый человек стремится к высшему уровню своей некомпетентности. Проявляя на каждом последующем уровне компетентность, человек поднимается всё выше, достигая уровня, где он уже бесполезен. С точки зрения этой парадигмы я достиг высшего уровня своей компетентности! И дочку, и сына воспитывал так: если задача стоит, то её нужно решить. Получил успех, забудь и иди дальше. Это на латыни называется «ascensio» – восхождение. Чем больше ты поднимаешься, тем большее открывается пространство и направление, куда дальше двигаться. Нет большего наслаждения, чем от результата твоего труда, его ни с чем нельзя сравнить!
Основное моё стремление – завершить начатое дело в области фундаментальной науки. Мне как будто сверху дана установка: кровеносная сосудистая сеть – это твоё! Здесь ты можешь достичь наибольших вершин, здесь я никому не уступлю. В России по некоторым аспектам микроциркуляции крови я являюсь единственным носителем знания. Я ведь защитил докторскую, минуя кандидатскую диссертацию, благодаря академику В.В. Куприянову. Он, яснейший ум, благословил меня. Я доведу наше дело до конца!
Наталья Куликова, специальный корреспондент журнала
«Московский вестник культуры», газеты «Глинковский вестник», «Знамя» им. Исаковского, 24.06.2025 г.
Комментариев нет