Государственный Эрмитаж

Ирина Кузнецова, автор серии очерков об истории энергоснабжения Северной столицы, – теплоэнергетик с многолетним стажем работы в главной теплоснабжающей организации Санкт-Петербурга ГУП «ТЭК СПб», эксперт Научно-экспертного совета по энергетике, энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ (НЭС СФ), литератор, член Российского творческого Союза работников культуры, собственный корреспондент газеты «Московский Вестник Культуры».
Кроме основной работы в сфере сбытовой деятельности, Ирина ведет поиск архивных материалов для подготовки исторических очерков в специализированных изданиях. За безупречный труд, высокий профессионализм и личный вклад в развитие родного предприятия Ирина награждена Почетной грамотой ГУП «ТЭК СПб», отмечена Благодарностью НЭС СФ за вклад в развитие законодательной и нормативно-правовой базы в области энергетики, энергосбережения, и повышения энергетической эффективности, а также Дипломом МО РТСРК за весомый вклад в развитие Отечественной культуры и патриотическую направленность в творческой деятельности.

О публикации в журнале  «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга»

Вид Зимнего дворца и Южного павильона Малого Эрмитажа, И.И. Шарлемань, 1855

Тепло, свет, газ и чистая вода давно стали неотъемлемой частью нашего быта, и сегодня мало кто задумывается о том, что за всем этим стоят десятки лет развития отрасли и колоссальный труд тысяч специалистов. О том, как зарождалась в Санкт-Петербурге инженерная инфраструктура, как появлялись и развивались в городе отопление, водоснабжение, водоотведение, газо- и электроснабжение,  Ирина рассказывает  в рубрике «Энергия Северной столицы» специализированного издания «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга». В сегодняшней статье Ирина ознакомит читателей с историей развития системы отопления Малого Эрмитажа до подключения к внешнему теплоснабжению. 

Вид на Малый Эрмитаж с Миллионной улицы

Автор очерка благодарит Михаила Борисовича Пиотровского, генерального директора ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Алексея Валентиновича Богданова, заместителя генерального директора ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Александра Васильевича Исаева, главного энергетика ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Олега Казимировича Таргонского, заместителя главного энергетика ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Екатерину Сергеевну Гиндину, ведущего специалиста Отдела информационных проектов ФГБУК «Государственный Эрмитаж» за оказанную помощь и предоставленные материалы при подготовке серии публикаций, а также всех коллег энергетического блока, профессионалов высокого класса, преданных своему делу, за сопровождение и подробные консультации на территории главного музейного комплекса Санкт-Петербурга. Отдельная признательность – Евгению Федоровичу Визнеру, главному энергетику Эрмитажа в период 1976-1994 годов, главному специалисту по реконструкции энергохозяйства с общим стажем работы в Эрмитаже 40 лет, автору уникальной книги «История отопления и электроснабжения зданий Эрмитажа. Как это было», над которой работа велась более десяти лет. Книга является главным источником информации для создания очерков об истории развития энергоснабжения императорских построек. Такое издание бесценно для исторических и научных исследований. Кроме того, книга является основным источником для подготовки данного материала.

Вид на Малый Эрмитаж с набережной Невы

Малый Эрмитаж… В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Название «эрмитаж» носит условный характер, оно утвердилось именно за этим зданием (от фр. ermitage – место уединения). Планировочная схема большинства дворцовых резиденций Петербурга XVIII века была традиционной и включала обычно основное здание, сад с павильоном и оранжереей. Внутри дворца или в саду сооружался «эрмитаж» с непременной его принадлежностью – двумя подъемными столами, которые поднимались ручными механизмами, находившимися на нижнем этаже. За таким столом обед или ужин проходил «уединенно» – в узком кругу приближенных, без присутствия слуг. Здесь состоялось первое из «малых эрмитажных собраний», впоследствии давшее название всему зданию – Малый Эрмитаж. Вскоре Екатерина II повелела во дворце возвести «музеум», где разместила свою коллекцию картин. Это собрание положило начало коллекции самого известного музея в мире. Произведения искусства стали самым большим сокровищем Государственного Эрмитажа.

Висячий сад

Краткая история строительства Малого Эрмитажа

Строительство Малого Эрмитажа положило начало формированию комплекса эрмитажных сооружений, составивших вместе с Зимним дворцом единый архитектурный ансамбль, который окончательно сформировался к середине XIX века. Архивные документы свидетельствуют о неравномерности строительства Малого Эрмитажа. В 1762 году на участках, примыкавших к восточному фасаду нового Зимнего дворца, предполагалось построить дворцовые конюшни, каретный сарай и дровяной склад. Проект новых сооружений представил Растрелли, но вскоре он вышел в отставку. Главным архитектором при императорском дворе стал его ученик Ю.М. Фельтен. Вопрос о разборке ветхих строений рядом с Зимним дворцом и постройке на их месте новых зданий решался до 1763 года. Проект Фельтена был отправлен на утверждение в Москву, так как в то время там проходили торжества по случаю коронации Екатерины II. После рассмотрения к утвержденному проекту служебных построек Зимнего дворца Фельтену из Москвы был направлен и чертеж Висячего сада, проект которого был составлен архитектором Ж.-Б.М. Валлен-Деламотом, находившимся в свите Екатерины II, где он принимал участие в оформлении коронационной церемонии.

Люстры в Павильонном зале Малого Эрмитажа

В 1764 году Фельтен приступил к сооружению южной части Висячего сада. В 1766 году построили южную часть Висячего сада с примыкающим к нему Южным павильоном по Миллионной улице и соединили его воздушным переходом с Зимним дворцом.  Сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа. С 1767 года началось сооружение второй, северной, части Висячего сада и Северного павильона, фасад которого выстроен в линию с соседним зданием Зимнего дворца. Замысел, проект и архитектурное решение принадлежали архитектору Ж.-Б.М. Валлен-Деламоту. По имени архитектора Северный павильон еще называли Ламотовым.

Павильонный зал Гау

Северный павильон в начале его сооружения назывался Оранжерейным домом, или Оранжерейными покоями. Такое название обязано наличием Зимнего садика (в середине XIX века вынесен за его пределы), в интерьере которого находилась большая оранжерея с фонтаном, редкими видами растений и яркими птицами. Треть Зимнего садика была защищена стеклянной крышей и прозрачной стеной.  До наших дней Зимний садик не сохранился. После окончания строительства Северного павильона Екатерина II устраивала так называемые «малые эрмитажи» – увеселительные вечера, сопровождавшиеся ужином в кабинете с подъемными столами. Эти небольшие собрания стали традиционными, в связи с чем первоначальное наименование павильона вскоре было изменено. В дальнейшем все здание стали называть Малым Эрмитажем.

Павильонный зал

Северный павильон был завершен в 1769 году, но уже в марте 1768-го последовало распоряжение о постройке продольных галерей по сторонам Висячего сада. С этого момента наступил третий период в строительстве Малого Эрмитажа. С 1769 по 1775 год по двум сторонам Висячего сада, устроенного на уровне второго этажа, были пристроены Восточная и Западная галереи, в которых разместили коллекцию картин, ставшую основой будущего музея. Таким образом, Висячий сад оказался с четырех сторон окружен дворцовыми постройками.

Часы Павлин

Западная галерея в середине XIX века предназначалась для размещения портретов царей династии Романовых и стала называться Романовской. Восточная галерея стала называться Галереей драгоценностей (или Петровской), где экспонировались коллекции драгоценностей, произведения и станки петровской эпохи с восковой персоной Петра I в центральной витрине.

Продолжение читайте на сайте в разделе «Энергия Северной столицы»
http://www.tarifspb.ru/press/news/3259/

 

 

 

КРАСОТА НЕНАГЛЯДНАЯ : в командировках в Ленинграде посещал конечно Исаакиевский собор и Эрмитаж, запомнились колонны из моего любимого Малахита, гробница серебрянная Александра Невского и часы с павлином !!!
Повезло тому кто имеет возможность любоваться всеми этими Сокровищами = настоящее СЧАСТЬЕ ! А.Т.

Поездил немного по зап-европе и утверждаю уверенно : В ЕВРОПЕ НЕТ ГОРОДА ПОДОБНОГО ПО КРАСОТЕ ЛЕНИНГРАДУ с ПРИГОРОДАМИ !!!
главный искусствовед А.Т.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *