III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее»

22-24 апреля 2024 года в Государственном Эрмитаже состоится III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее», которая будет посвящена вопросам применения современных технологий и методов для освещения музеев, реставрационных и выставочных пространств, световому дизайну и мультимедийным элементам в современных музеях.
Организаторами конференции выступили Государственный Эрмитаж и Российский национальный комитет Международной комиссии по освещению при поддержке Российского Музыкального Союза. Все желающие смогут принять участие в конференции онлайн.
Как и в предыдущие годы, в конференции примут участие российские и зарубежные специалисты – представители музеев, реставрационных организаций, производителей светотехнического оборудования, научных и исследовательских организаций, образовательных учреждений, световые дизайнеры и проектировщики, а также все интересующиеся современными технологиями и их применением в музейном деле.
Конференция пройдет в залах Государственного Эрмитажа:

Первый день – в атриуме Главного Штаба. В рамках культурной программы в первый день мероприятия состоится выступление Санкт-Петербургского оркестра саксофонов Игоря Кузнецова Санкт-Петербургский оркестр саксофонов входит в состав Российского Музыкального Союза, а также является информационным партнером Российского творческого Союза работников культуры. Творческая и концертная деятельность Санкт-Петербургского оркестра саксофонов — популяризация академических произведений российских и советских композиторов. Автором многих переложений является главный дирижер и основатель коллектива — Игорь Кузнецов.

Здание Главного Штаба, возведённое в 1819 – 1829 г. г. К.И. Росси является памятником побед России в войнах с Наполеоном.
Западное крыло архитектурного комплекса, выходящее боковым фасадом на Невский проспект, было отведено под размещение Главного штаба Российской Императорской Армии. В настоящее время в здании располагается штаб Западного военного округа ВС РФ. Восточное крыло, выходящее на Дворцовую площадь, Певческий проезд и набережную реки Мойки, строилось для двух важнейших ведомств империи – Министерства Иностранных дел и Министерства Финансов.
Масштаб архитектурного проекта, громадность зданий ансамбля не вызывают, однако, ощущения подавляющей массивности. Здание соразмерно Зимнему дворцу, Адмиралтейству и другим памятникам центра города, находится с ними в строгой гармонии. Комплекс, возведённый Росси, в течении столетия удерживал мировое лидерство по протяжённости фасадов.
В здании двух министерств вплоть до революции 1917 года проходила важнейшая для государства работа, творилась история. Здесь служили и проживали на казённых квартирах знаменитые дипломаты К.В. Нессельроде, А.М. Горчаков и С.Д. Сазонов, министры финансов Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте и В.Н. Коковцов. Среди чиновников министерств были великие поэты Ф.И. Тютчев и П.А. Вяземский, изобретатель П.Л. Шиллинг, промышленник И.С. Мальцов, будущий директор Императорского Эрмитажа И.А. Всеволожский, будущий советский нарком Г.В. Чичерин и многие другие замечательные деятели.


После 1917 года в бывшем здании министерств находилось главное управление милиции Ленинграда, ряд помещений на набережной Мойки занимали проектные бюро. В 1988 году решением городского исполкома восточное крыло ансамбля Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. В 1999 году в здании открылись первые экспозиции: «Французское Искусство XX века. Пьер Боннар и Морис Дени» и «Под Знаком Орла. Искусство Ампира». Для превращения огромного здания в полноценный музейный комплекс в 2006-2014гг была произведена масштабная реконструкция, окончание которой совпало с празднованием 250-летия Эрмитажа. Отдел «Главный Штаб» с этого момента стал музейно-выставочным центром, специализирующимся, в рамках концепции «Большого Эрмитажа», на экспонировании искусства двух последних столетий.
Постоянные экспозиции, располагающиеся здесь, весьма разнообразны, охватывают все жанры и множество направлений. На 2-м этаже здания представлено прикладное искусство эпохи Модерна, выставка, посвященная истории Министерства финансов, шпалеры XIX века. 3-й этаж начинается с мемориальных залов Карла Фаберже, продолжается галереей живописи Франции 1-й половины XIX столетия, выставкой «Музей Русской Гвардии», экспозицией искусства Ампира, расположенной в исторических комнатах служебной квартиры Министра Иностранных дел, выставкой «Петербургский век МИД», собранием живописи Германии, Италии, Голландии и Бельгии, включающем самую представительную за пределами Германии коллекцию картин лидера немецкого романтизма Каспара Фридриха, а также залами современного искусства.
4-й этаж отдела «Главный Штаб» открывается «Кабинетом Книги Художника» и залами с картинами французских реалистов середины XIX века. Далее, занимая практически весь этаж, расположена анфилада выставочных помещений, представляющих громадное эрмитажное собрание искусства импрессионизма, пост-импрессионизма, «Парижской школы XX века» и ряда других школ и направлений. Здесь посетители знакомятся с творчеством К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, О. Родена, П. Гогена, В. Ван Гога, П. Боннара, А. Майоля, П. Пикассо, А. Матисса, В. Кандинского и многих других художников. Эта часть здания получила название «Галерея памяти С.И. Щукина и братьев И.А и М.А. Морозовых», в честь замечательных меценатов и коллекционеров начала XX века, чьи великолепные собрания вошли в состав Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Главный Штаб — сравнительно новая часть Государственного Эрмитажа, но за годы своего существования стал его важной, органической составляющей, со своим лицом и тематикой.

Второй день – в стенах Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня».

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня», или Фондохранилище Государственного Эрмитажа (РХЦ), — крупнейшее в России и одно из самых больших в мире специализированных сооружений для хранения и реставрации музейных предметов, уникальность которому придает его доступность для посетителей.
Строительство комплекса началось в 1990 году. В мае 2003 года к 300-летию Петербурга состоялось торжественное открытие первой очереди, в середине декабря – второй, а в настоящее время идет строительство третьей очереди зданий РХЦ.
Сейчас Фондохранилище включает в себя Главный вестибюль, Административный, Фондовый, Реставрационно-хранительский, Лекционно-выставочный, Лабораторно-технический, Лабораторный, Технический корпуса и котельную.
Специально спроектированное музейное оборудование, новейшие системы безопасности, пожаротушения и климатического контроля, которыми оснащен комплекс, создают оптимальные условия для хранения и реставрации размещенных в нем коллекций. Для обеспечения биологической безопасности построен Лабораторный корпус, оборудованный современными приборами биологического контроля.
На территории комплекса функционируют лаборатории научной реставрации живописи, графики, металла, керамики, витражей, скульптуры и цветного камня, мебели и карет, тканей, часов и музыкальных механизмов, ювелирных изделий. В среднем в течение года через руки реставраторов проходит около 3000 экспонатов. На сегодняшний день общая площадь хранилищ и лабораторий составляет более 25 000 кв.м.
Фондохранилище также является культурно-просветительным центром. В 2003 году для посетителей был разработан «Маршрут открытого хранения», в настоящее время включающий в себя около 20 хранилищ, который позволяет получить достаточно полное представление о богатстве и разнообразии эрмитажного собрания, и увидеть ранее не выставлявшиеся предметы. Это иконы и фрески, картины и скульптура, кареты и мебель, шпалеры и костюм, часы, ювелирный изделия и оружие.

Третий день традиционно будет посвящен экскурсионной программе, подготовленной Государственным Эрмитажем.

В 2001 году в Петербурге на историческом месте родины российского фарфора появилась новая площадка Государственного Эрмитажа – Музей Императорского фарфорового завода. Вместе с действующим старинным предприятием, здесь сложился уникальный комплекс одной из старейших художественных достопримечательностей Северной столицы.
Музей Императорского фарфорового завода, основанный на придворном предприятии российских монархов, многие десятилетия существовал в виде специализированного производственного собрания. В этом качестве вместе с заводом коллекциям довелось перенести все тяготы и потрясения ХХ века: войны и эвакуации, изменения статуса и форм собственности, переходы в разные ведомства, перемены мест. Несмотря на исторические испытания, музейное собрание было сохранено, и в 2001 году оказалось в составе отделов Государственного Эрмитажа, располагаясь по-прежнему на заводской территории.
Музей Императорского фарфорового завода хранит не только искусство первого в России фарфорового предприятия от его основания в 1744 году до настоящего времени, но и историю страны, запечатленную в художественных образах многих фарфоровых памятников.
Помимо изделий императорского и советского производства, Музей Императорского фарфорового обладает ценными коллекциями зарубежных мануфактур, а также частных заводов России. Это предметы из керамики и стекла, проектная графика, фотографии, материалы библиотеки и документы XVIII-XXI веков, относящиеся к истории предприятия.
Экспозиция Музея Императорского фарфорового завода представляет фарфоровые вещи уникального художественного качества. По заказам Высочайшего двора Романовых «ко славе российской» создавались предметы парадных сервизов, для украшения интерьеров, подарки, преподносимые во время торжеств и важнейших церемоний, экспонаты международных выставок.

https://rmu.org.ru/iii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferencziya-svet-v-muzee-projdet-pri-podderzhke-rms-2/

https://cie-russia.ru/svm2024/

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *