Ирина Кузнецова: Энергия Северной столицы

        http://vestnik-kt.ru/media/kt/documents/document/file/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D0%A2%D0%90%D0%A0_%D0%A1%D0%9F%D0%B1_1_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB_2024.pdf                       

 Ирина Кузнецова, автор серии очерков об истории энергоснабжения Северной столицы, – теплоэнергетик с многолетним стажем работы в главной теплоснабжающей организации нашего города ГУП «ТЭК СПб», эксперт Научно-экспертного совета по энергетике, энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ (НЭС СФ), литератор, член Российского творческого Союза работников культуры.  Кроме основной работы в сфере сбытовой деятельности, Ирина ведет поиск архивных материалов для подготовки исторических очерков в специализированных изданиях.

Продолжаем нашу рубрику серией очерков «Эволюция энергоснабжения зданий Государственного Эрмитажа». В предыдущих выпусках была представлена история отопления Зимнего дворца и Малого Эрмитажа до перевода на внешнее теплоснабжение. Перед тем, как перейти к истории развития энергоснабжения остальных императорских построек главной резиденции, в которой большую роль сыграла первая электрическая станция Зимнего дворца, Ирина познакомит читателей с историей освещения музейного комплекса до переключения на городскую электросеть.

Автор очерка благодарит Михаила Борисовича Пиотровского, генерального директора ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Алексея Валентиновича Богданова, заместителя генерального директора ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Александра Васильевича Исаева, главного энергетика ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Олега Казимировича Таргонского, заместителя главного энергетика ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; Екатерину Сергеевну Гиндину, ведущего специалиста отдела информационных проектов ФГБУК «Государственный Эрмитаж», за оказанную помощь и предоставленные материалы при подготовке серии публикаций, а также всех коллег энергетического блока, профессионалов высокого класса, преданных своему делу, за сопровождение и подробные консультации, касающиеся главного музейного комплекса Санкт-Петербурга.

Отдельная признательность – Евгению Федоровичу Визнеру, главному энергетику Эрмитажа в период 1976-1994 годов, главному специалисту по реконструкции энергохозяйства с общим стажем работы в Эрмитаже 40 лет, автору уникальной книги «История отопления и электроснабжения зданий Эрмитажа. Как это было», над которой велась работа более 10 лет. Такое издание бесценно для исторических и научных исследований. Кроме того, книга стала основным источником для подготовки данного материала.

Обложка книги Е.Ф. Визнера «История отопления и электроснабжения
зданий Эрмитажа. Как это было», 2014 г.

Эволюция энергоснабжения зданий Эрмитажа

Развитие и совершенствование систем отопления было тесно связано с электрификацией зданий Эрмитажа. Если в начальной стадии использование электроэнергии в императорских постройках было связано лишь с переходом от свечного и газового освещения к электрическому, то с 1895 года электроэнергия стала использоваться и для питания электромоторов насосов и вентиляторов систем отопления и вентиляции, при этом, по мере развития оборудования этих систем и внедрения в дальнейшем новых систем отопления и кондиционирования воздуха, электропотребление силовых потребителей стало значительно превышать размер электропотребления осветительных установок, что вызывало необходимость периодически проводить реконструкцию систем электроснабжения. В этой связи, в данной публикации параллельно с повествованием об эволюции систем отопления в Эрмитаже будут представлены основные сведения о системах электроснабжения музея и питания электрооборудования отопительных систем.

Часть 3. Электрификация зданий Эрмитажа до перехода на городскую электросеть

 Свечное и газовое освещение

История свечей в королевских и императорских дворцах имеет свою биографию. При пиршествах и на придворных празднествах залы привычно освещались факелами, которые держали в руках слуги. Для удаления лишних людей из пиршественных залов со временем появились статуи в человеческий рост, они должны были заменить живые «подсвечники» за королевским столом. Собственно, так и появились канделябры-торшеры.

До 1885 года здания Зимнего дворца и Эрмитажа освещались тремя источниками света: восковыми и сальными свечами, маслом и газом. Восковые свечи использовались во время балов и других торжественных церемоний, но они были недолговечны, поскольку быстро оплывали и их приходилось часто менять. Сальные свечи использовали в хозяйственных помещениях дворца или для дежурного ночного освещения парадных залов. После окончания роскошных балов в парадных залах сальные свечи расставляли через комнату «в жестяных, длинных, наполненных водою подсвечниках». Со временем для свечей стал использоваться стеарин, являвшийся составной частью сала. Стеариновая свеча ярче горела, не выделяя вредных веществ, при этом не давала нагара и не пачкала рук.

При Императорском дворе сложились определенные нормы расходования свечей, зависящие от положения того или иного лица. Во времена Николая I фрейлине полагалось на день четыре стандартных белых свечи, одна желтая ночная свеча и три сальных. Свечные нормы установили даже для детей Николая I. Одна из дочерей Николая I вспоминала, что «для освещения наших рабочих комнат полагалось каждой по две лампы и шесть свечей: две на рабочий стол; две воспитательнице и две на рояль». По мемуарным свидетельствам, в XVIII веке во время дворцовых праздников, для того чтобы осветить огромные залы, дополнительно сооружались специальные пирамиды, на которые устанавливалось «до 3000 свечей белого воску».

Одним из самых ярких (в буквальном смысле) украшений Зимнего дворца были его роскошные бронзовые люстры, щедро усыпанные хрустальными подвесками, дробившими на тысячи блесток свет десятков восковых свечей. Эскизы люстр и торшеров создавались архитекторами одновременно с созданием интерьеров в парадных и жилых помещениях дворца. Многие из люстр Зимнего дворца создавались под конкретные залы. Нет сомнений в том, что люстры Эрмитажа своего рода памятники декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков.

Золотую гостиную императрицы Марии Александровны украшают бронзовые люстры на 136 свечей, изготовленные по рисунку А.П. Брюллова.

 

В Гербовом зале на люстрах укреплены гербы российских губерний в виде тонких рельефных металлических пластинок золотого цвета. На каждой люстре по 12 гербов. Люстры, выполненные по проекту В.П. Стасова в первой половине XIX века, были оснащены свечами, но до наших дней эти оригинальные люстры не «дожили». Те бронзовые люстры, что украшают Гербовый зал сейчас, выполненные в начале ХХ века, сразу же были оснащены электрическими лампочками, имитирующими свечи.

 

Люстры Георгиевского, или Большого Тронного зала в Эрмитаже, наиболее величественного из всех парадных помещений Зимнего дворца, в изобилии украшены военной арматурой. Гербовый зал вошел в число первых электрифицированных помещений Эрмитажа. В 1885 году электрические лампы появились в парадных залах: Аванзале, Петровском, Фельдмаршальском, Гербовом и Георгиевском. Современные люстры Гербового зала были изготовлены в процессе работ по замене старых светильников парадных залов Зимнего дворца в начале XX века. Люстры, изготовленные из шпиатра по проекту Стасова в 1838-1839 годах пришли в полную негодность (шпиатр (шпеат) – обобщенное название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля с добавлением свинца и железа).

Александровский зал был создан по проекту архитектора А.П. Брюллова при восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года и посвящен памяти императора Александра I и событиям Отечественной войны 1812 года.

Для полного изучения статьи перейдите по сайту:

http://vestnik-kt.ru/media/kt/documents/document/file/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D0%A2%D0%90%D0%A0_%D0%A1%D0%9F%D0%B1_1_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB_2024.pdf

 

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *