КАТАСТРОФА НАД АТЛАНТИКОЙ

 специальный корреспондент газеты

МО РТСРК

 «Московский Вестник Культуры»

Елена Шалякина 

Ежегодно в Москве на Новодевичьем кладбище проходит  церемония по возложению венков к памятнику погибшим членам экипажа Ан-22. Официальное Мероприятие проходит в рамках Российско-Перуанской солидарности и посвящается  трагическим событиям, произошедшим 18.07.1970 года. В церемонии приняли участие посол Республики Перу в Российской Федерации Х.Х. Дель Кампо Родригес, сотрудники перуанской дипмиссии, директор Латиноамериканского департамента МИД России А.В. Щетинин и родственники погибших.

Выражена благодарность перуанским партнёрам за бережное сохранение исторической памяти о трагедии над Атлантикой. Было отмечено, что эта дата символизирует солидарность народов двух стран, которые связаны многолетними узами дружбы и тесных человеческих контактов. Представители Перуанского посольства отдают дань погибшему экипажу самолёта Ан-22, который летел в тот день  с грузом медикаментов и врачами, чтобы оказать помощь пострадавшим от землетрясения в Перуанские города Уарас и Юнгай.

 

Моя школьная подруга Лилия Фредериковна Саночкина, дочь погибшего  техника Фредерика Саночкина, каждый год получает приглашение из Перуанского посольства. В этом году и мне удалось побывать на церемонии.

Перед обравшимися выступал посол Перу, представитель МИД РФ, другие официальные лица. Сегодня политики делают все для укрепления дружественных связей между Перу и Россией. С большим уважением и вниманием официальные представители  отнеслись к родственникам давно погибших военных. Лилия Фредериковна высказала пожелание об открытии памятника в городе Иваново, от куда вылетал самолёт Ан-22.  Хотелось бы что бы дети, внуки, последующие поколения  могли продолжать чтить память погибших при исполнении  своего долга. Представителей посольства Перу и МИДа заинтересовало это предложение. Надеемся что в ближайшем времени открытие памятника в Иваново состоится!

КАТАСТРОФА НАД АТЛАНТИКОЙ

31 мая 1970 года в Перу произошло катастрофическое землетрясение, в результате которого погибли около 100 000 человек, а многие города оказались разрушены. В связи с этим советским командованием была поставлена задача по оказанию помощи перуанскому населению. В числе прочих эту задачу выполнял и 81 военно-транспортный авиаполк (г. Иваново), в котором имелись тяжёлые транспортные самолёты Ан-22 «Антей». Протяжённость маршрута полёта составляла свыше 17 тысяч километров, поэтому, в связи с высокой продолжительностью полёта, самолёты управлялись двойными экипажами.

Старший бортовой техник корабля — старший лейтенант Саночкин Фредерик Семёнович

Летом 1970 года 81 втап выполнял задание по оказанию помощи населению Перу, пострадавшему от землетрясения. Маршрут был намечен: Иваново – Чкаловский – Кейфлавик (Исландия) – Лима (Перу).

17 июля из Иваново вылетели экипажи подполковника Моргиса Н. С. с инструктором полковником Ялиным В. Ф., осуществлявшем общее руководство, и майора Проценко М. П. ; 18 июля экипаж майора Агеева Е. А. с инструктором майором Бояринцевым А. Я. Майор Бояринцев Александр Яковлевич, зам. командира 2 АЭ, военный лётчик 1 класса; служил в 229 втап, был командиром отряда. Одним из первых освоил самолёт Ан-22. Имел прекрасную технику пилотирования и в короткий срок стал заместителем командира эскадрильи. Участник учений, в которых впервые был задействован самолёт Ан-22. Нёс службу в 81 втап со дня формирования. Майор Агеев Евгений Александрович, командир отряда, военный лётчик 1 класса; переучивался на самолёт Ан-22 после первой тройки командиров экипажей. Награждён орденом Красной Звезды. Майор Агеев Евгений Александрович, командир отряда, военный летчик 1 класса; переучивался на самолёт Ан-22 после первой тройки командиров экипажей. Награждён орденом Красной Звезды. Капитан Захаров Юрий Константинович, бортовой инженер корабля-инструктор; специалист 2 класса, капитан. Служил борттехником в 229 втап. Вторым после Кострикова А.С. освоил самолёт Ан-22. В 81 втап со дня формирования.

      

19 июля вылетели экипажи подполковников Скока Н. С. и Хорошко Л. Н.

Для подготовки достаточного количества экипажей для международных линий, где протяжённость трассы в одну сторону составляет 17 000 км., полёты проводились двойными экипажами. В данном полёте заместитель командира 2 АЭ майор Бояринцев А. Я. Дал допуск для полётов по международным авиалиниям командиру отряда майору Агееву Е. А.  Кроме того, бортовой инженер капитан Захаров Ю. К. и старший бортовой техник по авиационному оборудованию Хохлов Ю. Г. так же взяли в полёт стажёров.

18 июля 1970 года самолёт Ан – 22 СССР – 09303 (заводской № 00340207), пилотируемый экипажем заместителя командира 2 АЭ майора Бояринцева А. Я., через 47 минут после взлёта из аэропорта Кейфлавик (Исландия) в 17 ч. 30 мин. по московскому времени пропал над Атлантическим океаном. На борту находились 26 пассажиров и груз продовольствия и медикаментов.

     

В очередной сеанс связи экипаж на связь не вышел. Радиограмм от экипажа, свидетельствующих о каких-либо отказах, не поступало. В сообщении ТАСС говорилось: «18 июля с.г. около 14.45 по Гринвичу в районе Северной Атлантики была потеряна связь с советским самолётом Ан-22 («Антей»), бортовой № 09303, вылетевшим с аэродрома Кефлавик (Исландия) в Перу. Ни на один из аэродромов трассы указанный самолёт не прибыл. В результате проводимых поисков советскими самолётами и кораблями установлено, что Ан-22 потерпел катастрофу. Находившиеся на нем члены экипажа и сотрудники госпиталя в количестве 22 человек погибли».

Позднее один из перуанских военных лётчиков, работавших с советской миссией, рассказывал: «Вслед за землетрясением произошла другая трагедия, которая коснулась не только наших сограждан, но и тех великодушных и готовых к самопожертвованию людей, которые с далёких широт протянули нам руку помощи. Она произошла в то самое время, когда мы уже готовились к приёму Ан-22. Однако, в предусмотренное планом полёта время в небе над Перу самолёт не появился. Были приведены в действие системы поиска, но безуспешно. Шли часы, чувство тревоги нарастало, но Ан-22 не появлялся. Он так и не прилетел. Он был в полёте без возврата, конечным пунктом которого было небо для избранных. Но в сознании перуанцев навечно осталась бесконечная признательность этим отважным людям».

Для поиска этого «Антея» в Исландии был создан координационно-спасательный центр. В течение июля-августа самолёты НАТО и прибывший из Советского Союза Ан-12, производили осмотр зоны возможного района катастрофы. Были найдены фрагменты крышки люка контейнера спасательного плота ПСН-6А и обрывки упаковок медоборудования. По заключению специалистов, причиной гибели самолёта мог стать взрыв на борту. Был высказан ряд других предложений, в том числе и о пожаре на борту, но найденные обломки позволили отказаться от этой версии. При проведении расследования никаких замечаний и недостатков при подготовке самолёта в полку выявлено не было. Так и не узнав правду, предположили, что самолёт погиб от столкновения с аэростатом.

     

Позже, в память о погибших были установлены монументы в Москве, на Новодевичьем кладбище. В Лиме силами наших врачей и перуанцев был создан памятник из гранитных глыб. В 30-ю годовщину землетрясения в перуанских газетах появилась статья И.К. Комарова с воспоминаниями о делах отряда советских врачей. Это вызвало большой резонанс. Состоялось заседание правительства, где было решено наградить 19 человек орденом «Командора» — это одна из высших наград Перу. «Надо было лететь за наградами, только вот денег на самолёт ни у кого из нас не было, — говорит Комаров. — А посол настаивал на полёте, иначе скандал. И подсказал выход: лететь вместе с министром по чрезвычайным ситуациям С.К. Шойгу, который как раз направлялся в Перу для подписания соглашения. Всех взять он не мог, захватил 6 человек. Церемония награждения была торжественной, но самое большое впечатление на меня произвела поездка в Уарас. Памятник погибшим на «Антее», который мы воздвигли 30 лет назад, стоит, и к нему приносят цветы. А власти города обещали разбить в этом месте русскую площадь и взять памятник на вечное сохранение».

Список погибших: Заместитель командира 2 АЭ — военный лётчик 1 класса майор Бояринцев Александр Яковлевич. Командир отряда — военный лётчик 1 класса майор Агеев Евгений Александрович. Штурман полка по десантированию — военный штурман 1 класса майор Муратов Владимир Алексеевич. Штурман отряда — военный штурман 1 класса старший лейтенант Чемизов Геннадий Егорович. Бортовой инженер корабля-инструктор — капитан Захаров Юрий Константинович. Старший бортовой техник по авиационному оборудованию-инструктор — старший лейтенант Хохлов Юрий Григорьевич. Старший бортовой техник по десантному оборудованию — младший лейтенант Елькин Валерий Михайлович. Старший инженер по десантному оборудованию — майор Андрианов Владимир Андреевич. Начальник группы регламентных работ авиадвигателей и турбоагрегатов — капитан Бабаков Геннадий Борисович. Заместитель командира АЭ по инженерной авиационной службе — майор Булгаков Григорий Петрович. Старший бортовой техник корабля — старший лейтенант Саночкин Фредерик Семёнович. Начальник группы регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики — капитан Саутин Евгений Тимофеевич. Старший техник регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики — старший лейтенант Сиваков Юрий Гаврилович. Старший техник по радиотехническому оборудованию — старший лейтенант Изосимов Виктор Григорьевич. Старший воздушный радист — старший сержант сверхсрочной службы Вакаев Игорь Максимович. Переводчик — Фильченко Дмитрий Леонидович. Личный состав полевого госпиталя: подполковник медицинской службы Легков Алексей Никифорович, старший лейтенант Шевелюга Пётр Григорьевич, старшина Хилько Пётр Андреевич, рядовой Сатюгин Василий Степанович, рядовой Могульцев Александр Алексеевич, рядовой Бондарев Анатолий Сергеевич. Вечная память!

 

 

 

Когда прочитала статью, пришли мысли о том, что Жизнь бесценна и стоит чаще задавать себе вопрос:
Кто я? И Зачем я живу.

Спасибо, автору за статью! Я не имел представления, что мои земляки имели отношение к этим трагедиям. Предложение, воздвигнуть памятник в городе Иваново, считаю правильным и нужным, для истории и потомком. Интересно, сейчас бы, в текущее время, люди полетели бы также, на помощь пострадавшим, без дополнительных оплат, наград и тд? Как думаете?

Елена, спасибо за напоминание об интересном историческом моменте, нахожусь под впечатлением.

У нас в Иванове тоже должен быть такой монумент в память о погибших или хотя бы памятная доска на доме, где проживал ст.бортовой техник, наш земляк Саночкин Фредерик. Жители города должны помнить и знать своих героев.

Память самая нужная в увековечивании имен всех погибших при выполнении этой не удавшейся миссии.
Спасбо всем кто помнит и чтит наших героев.
Побольше таких статей нужно выпускать.
Личное спасибо спецкору издания Елене.

Я тоже считаю что должен быть памятник в городе Иваново. Жители будут знать и помнить своих героев! Тем более родственники почти всего экипажа живут в Иваново!! И дочь Лилия Фредерика всегда сможет прийти к папе….

Восхищён отношением руководителей Перу по сохранению памяти о наших спасателях! Каждый год организовываются торжественные мероприятия. И всё это на протяжении стольких лет с момента аварии! Спасибо автору статьи за освещение данного события!

Уведомление: metabolism tadalafil
10 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *