Лебедушка Вяземской скульптуры

                   

Профессия художника состоит не только из ремесла, из профессиональных навыков, в ней есть еще какое-то таинство. Скульптор – особая ипостась в изобразительном искусстве, здесь выбранное занятие должно безусловно совпадать с призванием.

Любовь Павловна Даниленкова – художник с большой буквы, член Международной ассоциации изобразительных искусств. Уроженка Саратовской области, она приехала в город Смоленск в начале 70-х годов. Окончила Смоленское областное музыкальное училище, Смоленский педагогический институт (ныне СмолГУ), преподавала в художественной школе Смоленска, затем Вязьмы. А в 2024-м отмечает солидный юбилей – 80 лет!

                                                    

Ее работы свидетельствуют о большом таланте и серьезной академической подготовке. Натурные этюды и скульптурные портреты безупречны с точки зрения портретного сходства и анатомических деталей. Но в каждом из них есть своя изюминка, особенность, которая отличает собственный стиль скульптора. Явно преувеличенное автором, подчеркнутое настроение натуры – собранные домиком брови ветерана или вдохновенная улыбка поэта, ямочки на щеках девушки с косичкой или вкрадчивый взгляд актрисы Касаткиной, нашей землячки, в роли Душечки.

                               

Образы, которые ей нравятся, очень романтичны, но без сентиментальности. Они решены не прямолинейно, а мягко, с глубоким внутренним смыслом. Думаю, ее музыкальные наклонности повлияли и на скульптурные работы. Музыкальный слух помогает вслушиваться в тончайшие нюансы человеческих взаимоотношений, всматриваться в происходящее вокруг, пропуская его через себя. Правдивость и чистота ее работ идет от качеств характера самой художницы. Она открыта для мира и друзей, но имеет свое сложившееся мнение, привносит смысл и драму в свое творчество.

Изящный керамический Пушкин легко присел на краешек скамьи и что-то сочиняет, целиком погрузившись в себя. Таким его никто не лепил. Девочка с мальчишеской стрижкой, скрестив ноги, едет на черепахе – «В пути». Что скрыто за этой аллегорией, почему нужно двигаться на медлительной черепахе? Глаза девочки полузакрыты, она кажется одним целым с животным. Возможно, они друзья, и им не важен пункт назначения, а важен сам путь… «Смоленская дорога» – полулежащая фигура женщины, формы которой вздымаются волнами, растворяются в складках платья и сливаются с поверхностью самой земли. Молодая женщина с невыразимой любовью и трепетностью смотрит на свое новорожденное чадо – это скульптура «Нежность». Но самая «говорящая» работа – это «Лебедушка». У нашего  скульптора-гиганта Сергея Тимофеевича Коненкова есть вырезанное из дерева кресло «Лебедь», напоминающее контуры и облик птицы. Оно появилось в мастерской Нью-Йорка, но сейчас представлено в московском музее им. Коненкова. Выполненная Даниленковой композиция изображает это кресло, в котором сидит жена скульптора, Маргарита. Верная подруга мастера делила с ним все радости и трудности его жизни и непростого характера. Возможно поэтому, поза ее закрыта, руки переплетены, плечи поникли, а голова пала на грудь. Прелестная дама изображена в момент усталости, опустошенности  или глубокой задумчивости. Скульптор женским взглядом как будто смогла проникнуть в мысли своей модели, которая, как настоящая женщина, принадлежит своему гениальному супругу и служит ему всей своей судьбой.

Любовь Павловна при внешней привлекательности, женственности и деликатности наделена сильным характером. Она – стержень своей дружной семьи, в которой есть уже двое правнуков. Эта женщина обладает большим внутренним достоинством и сохранила очарование и искренность до своего зрелого возраста. Ее значительное лицо выглядит так, будто оно само вылеплено талантливым скульптором. Смоленщине повезло, что она имеет творческое достояние такого объемного масштаба личности и высокого мастерства.

 

                                                                                              Наталья Куликова,  специальный корреспондент газеты 

                                                                                                                   «Московский вестник культуры», 19.01.2024 г.

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *