Платье Победы

В честь 75 летия Великой Победы и Парада Победителей художники — модельеры «Ассоциации модельеров России» воплотили новый проект «Платье Победы». Это авторские работы и в России и в странах СНГ. Каждая авторская работа выражает восторг победителям за совершенный подвиг в Великой Победе.

И в наше время создаются уникальные исторические коллекции, отдающие дань памяти героизму, мужеству и доблести предков, воевавших и ждавших с войны 1941-1945.

 МЕЛЬНИКОВА Валентина Максимовна, Президент «Ассоциации Модельеров России», эксперт по моде и дизайну секции Женское Собрание Парламентского клуба при ФС РФ, ответила на вопросы о своём проекте «Платье Победы».

— Валентина Максимовна, как появился проект Ассоциации Модельеров России «Платье Победы»? — Мы хотели этот проект осуществить к 9 мая. Слишком значительная дата для нас – детей войны. Мой дед погиб в Первую мировую войну, а отец посвятил жизнь армии. Отец, младший лейтенант Панкратов Максим Николаевич, прибыл к месту службы под Брест со мной, моей сестрой и мамой за неделю до начала Великой Отечественной войны. После сильной бомбёжки 22 июня 1941 года его военный аэродром был полностью уничтожен. А нас, чудом оставшихся в живых, в товарных вагонах отец отправил на родину, в центральную часть России, в Растов Великий. Мы добирались до него почти месяц, под обстрелами. И только в 1943 году отец неожиданно приехал к нам, когда их полк перенаправляли под Сталинград …  Наша семья прошла голод и все ужасы военного времени. Что такое война мы знаем не понаслышке: видели, как получают похоронки, и раненых, и слёзы матерей. Поэтому праздник победы для нас — святой праздник. И главное — наша Великая страна – Победитель!⠀

— Когда Вы приняли решение разработать Платье Победы?

— Немедленно! Как только было объявлено, что Парад Победителей всё же состоится 24 июня 2020 года и на Красную площадь вынесут Знамя Победы. Члены «Ассоциации Модельеров России» были воодушевлены моей идеей создать Платье Победы. Эти авторские работы, и в России, и в странах СНГ, были посвящены всем народам 15 республик СССР, кого коснулась эта страшная, разрушительная и жесточайшая в истории человечества война, завершившаяся нашей Великой Победой.                                                                                                                                                                     Каждая эта авторская работа выражает свой восторг победителям за совершённый подвиг! Мир должен знать, что мы едины и непобедимы! Каждый автор-модельер по-своему видит и отражает предстоящую радость встречи вернувшихся с войны через образ или одежду, несущие в себе высокий эмоциональный и позитивный накал.⠀

— Валентина Максимовна, не заблуждаетесь ли Вы, преувеличивая роль одежды?

— Нет. Я приведу удивительно показательный пример того, как одежда, внешний вид, может повлиять на внутреннее состояние человека, создать определённый настрой и поднять эмоциональный дух. Ещё до победы в Сталинградской битве, в один из самых трудных периодов для советской армии, когда с фронта приходили тяжёлые сводки, И.В. Сталин принимает гениальное решение: ввести новую форму для военных – форму для Победителей! 15 января 1943 года издан приказ № 25 «…Об изменениях в форме одежды Красной Армии». В самый разгар войны во всей армии произошло пере обмундирование, а затем последовал переломный момент в ходе войны. Таким образом, новая «форма Победителя» очень сильно повлияла на боевой дух наших войск, когда они шли на взятие Берлина в апреле 1945 года.  К историческому Параду Победы 24 июня 1945, проходившему в Москве, было сшито 250 парадных генеральских форм нового образца. Всего в мастерских и ателье города Москвы за три недели было сшито более 10 тысяч комплектов различного обмундирования для участников парада.

Углубимся в историю. Ещё в 1814 году император России Александр I ввёл парадную одежду для Победителей Отечественной войны 1812 года. Наполеон был разбит союзной армией, и 31 марта 1814 года жители поверженной французской столицы с тревогой вышли на улицы города в ожидании появления русских войск… Их взору предстали Победители: российский император на белом коне, во главе стройных колонн бравых кавалеристов. Все они были одеты в великолепные, шитые золотом парадные мундиры. Особенно эффектно на солнце сверкали пуговицы, отлитые из золота, дарованного из средств самого царя и выполненные по его рисункам.  Кстати, такой же приём появления на белом коне использовал маршал Г.К. Жуков, когда принимал легендарный Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.  По остроумной задумке Александра I, в ночь накануне парада победители старательно штопали мундиры, драили оружие, шлемы и кирасы, чистили коней, ладили упряжь. В Париж вошли не захватчики, как это было в Москве в 1812 году, а блестящее воинство, во славу победоносного русского оружия. И каждый кивер, каждую каску украшала зеленая ветвь — знак того, что победители сюда пришли с миром и горожанам не стоит ждать мести. Париж пребывал в восхищении… ⠀

— Валентина Максимовна, в своём творчестве Вы опираетесь на исторические факты. Как парижане воспринимали неприятеля в те дни 1814 года?

— Современники вспоминали, что когда союзные войска следовали торжественным маршем по улицам Парижа, вдоль их пути стояли толпы празднично одетого народа, кричавшего Александру «избавитель», из окон и с крыш домов парижане махали белыми платками. Русские казаки брали на руки мальчишек, сажали на крупы своих лошадей и вместе с ними ехали по городу. Царило всеобщее ликование. Париж оглашался звуками Преображенского марша и криками «Ура!». Выступая перед представителями города, Александр I сказал: «Не воздам злом ни Франции, ни французам, единственный мой враг – Наполеон».    Париж наполнился атмосферой доброжелательности и радости по поводу окончания войны. Французы были поражены общением с русскими воинами. Офицеры удивляли их галантностью манер и свободным изъяснением на французском языке, а казаки восхищали своей добротой. Восторженные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков. Париж, в свою очередь, пленил российских воинов.   О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Жорж Санд даже написала книгу «Казаки в Париже» (1831).

Самое главное — с этого времени, уже с 1814 года, русская мода, одежда русских казаков, становится ТРЕНДОМ во Франции — появляется «русский стиль»!   И это тот самый тренд, который популярен до сих пор!  В связи с победой России в войне с Наполеоном и с триумфальным входом русской армии в Париж началось победное шествие российской моды в мире!  Идея русского костюма становится питательной средой для мировой моды и российским национальным символом.   Это касается платья, верхней одежды, головных уборов, обуви.                                 Появлению тренда российской моды во Франции во многом послужила акварельная серия германского художника и гравёра Георга  Эмануэля  Опица.  Рисунки, исполненные им с натуры в 1814 году, объединены темой «Русские казаки в Париже в 1814 г.».  Акварели Опица воссоздают образную картину победного окончания эпопеи войны и передают совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в городе после прихода русских, уникальность быта военного лагеря на Елисейских полях.  Живость наблюдений, натурные зарисовки с невероятным вниманием  к мелочам, — всё это придаёт акварелям ни с чем несравнимое очарование.

— Валентина Максимовна, что Вам удалось сделать в рамках проекта?

— В это ёмкое понятие «Платья Победы» модельеры вложили нетрадиционный подход при разработке самой идеи образа и создании его художественного оформления и эмоционального настроя.  Так появились лирические образы «Ожидание встречи»,  «Роза Победы»,  «Салют Победы»,  «Красная площадь»,  «Настроение Победы»,  «Платье Анна»,  «Озорной квилт», «Цветущий май»,  «Мой лен»,  «Русь»,  «Кукла Победы»,  «Ангел Победы»,  «Голос Победы» и другие. Это яркое самовыражение модельеров всех поколений от детей войны до современной молодёжи и отношение к подвигу нашего народа. Наши дети и внуки, играя с Куклами Победы, должны помнить, что их бабушки и прабабушки все свои силы отдавали победе, работая врачами в госпитале и санитарных поездах, медсестрами на полях войны, связистами, разведчицами, лётчицами, танкистами, воспитателями в детских садах, учителями. Это ли не помогает воспитывать чувство патриотизма?     Для нас, модельеров России, важна работа во благо подрастающего поколения: на смену зарубежным куклам Барби, воспитательная функция которых весьма сомнительна, должны прийти наши куклы Победы, через которые детям транслируется высокое духовное содержание. Мы видим свою задачу в содействии воспитанию у нашей молодёжи чувства эстетического вкуса, элегантности и стиля в одежде и внешнем облике. Молодые люди часто копируют в одежде заимствованные тенденции, носят «рваные джинсы»… Я абсолютно уверена, что потомки поколения Победителей не должны носить такую одежду. Рваную одежду не носили даже во время войны.   В этом и состоит наша миссия: во все времена надо стремиться носить женственную, элегантную, комфортную одежду, радуясь самим и неся в мир красоту, делая его лучше и добрее. В Париже росс! Где факел мщенья? <…> А он несёт врагу не гибель, но спасенье. И благотворный мир земле. Так откликнулся А.С. Пушкин на победное завершение Отечественной войны 1812-1814 гг. Будем же спасать мир мудростью, добром и красотой!

Начиная с исторической победы 1814 года, когда русская мода стала трендом, Россия становится основоположником стиля в мире. На протяжении двух столетий, русский стиль продолжает восхищать весь мир своей красотой, проистекающей из культурной самобытности, исконно русских традиций, уходящих своими корнями в глубокое прошлое российского народа.⠀

Апологетом русского национального стиля в современной интерпретации является великий кутюрье Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Благодаря его творчеству, как признанному образцу русской высокой моды, Россия в очередной раз взошла на пьедестал. В. Зайцев, которого ещё в 1960-е годы называли «Красным Диором» и «королём моды», представил миру тот самый исторический русский стиль, утвердив очередную его победу и статус России как законодательницы мод. Париж, в который раз был покорён русской модой.   В своём творчестве Вячеслав Зайцев даёт осмысление важных вопросов отечественной истории в переложении на международный модный контекст. Художник размышляет об эволюции моды, о наследии, взаимообогащении культур, о роли российской моды в мировом культурном пространстве.  Завершая обзор по теме 75-летия Победы России как на полях брани, так и в области культуры, искусства, дизайна и моды,- можно со всей очевидность сказать, что велико предназачение России во всех ипостасях! А НАМ ОСТАЁТСЯ БЕРЕЖНО СОХРАНЯТЬ, преумножать и передавать для будущих поколений этот бесценный дар, наше Наследие…

Ольга Лебедева – международный журналист, ведущая военно-патриотических мероприятий с голосом похожим на Левитана – демонстрирует историческую авторскую модель ПЛАТЬЕ ПОБЕДЫ Валентины Мельниковой. Этот образ стал символом Платья Победы, скоро будет изготовлена и символичная кукла, повторяющая фотографию.

Платье символичного красного цвета, напоминающее знамя Победы и вставка с изображением Левитана, сообщающего о происходящем на фронте и о самой Победе. Сталин Левитана считал голосом Победы.

Завершая статью на полях брани, области культуры, образования,  моды и дизайна — можно со всей очевидностью сказать, как велико предназначение  СЧАСТЬ ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ.

Фото Платье Победы — Вадим Елистратов

Фото  В.М Мельниковой — Андрей Малышев

Статья – Ольга Лебедева, международный журналист

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *