Театральный музей Бахрушина

МАСШТАБНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Хочу рассказать о необычном месте, в котором работаю. Оно необычно даже для Москвы. И находится рядом с Павелецким вокзалом по адресу:
ул. Бахрушина, 31/12.

Старинная улица в Замоскворецком районе Москвы, изначально называвшаяся Лужнецкой, с 1959 года носит имя своего знаменитого жителя — купца, мецената, благотворителя и покровителя искусств Алексея Александровича Бахрушина. В его доме на пересечении улицы Бахрушина с Садовым кольцом находится основанный им в 1894 году Театральный музей. Он является крупнейшим театральным музеем в мире. Алексей Александрович впервые показал свою коллекцию публике в 1894 году. С этого времени и ведётся отсчёт времени рождения музея.

Красивый, привлекающий внимание своей незаурядной архитектурой, двухэтажный особняк в стиле ранней английской готики был построен в 1896 году по проекту Карла Гиппиуса на участке, который Алексей Бахрушин получил в качестве свадебного подарка от отца, сегодня является Главным домом в музейном комплексе, состоящем из шести зданий разного времени постройки. Это здание как будто сошло со страниц старинного английского романа. «Театральный Версаль на Зацепе», как назвали этот дом его современники. Место для музея было выбрано Алексеем Бахрушиным рядом с семьей — все выходцы из Зарайских татар Бахрушиных жили в Замоскворечье. И не случайно улица, идущая параллельно улице Бахрушина с другой стороны музея, называется Татарской.

Известные Бахрушины были не только промышленниками, но и меценатами: на Софийской набережной до сих пор стоит Бахрушинский комплекс муниципальных домов (Софийская наб., д. 26/1, стр. 1, 2), а на Сокольничьем поле — действующая больница имени А.А. Остроумова. На улице Тверской, 12 красуется уцелевший доходный дом Бахрушиных. Проходя мимо, невольно остановишься, чтобы рассмотреть утонченные детали. Год постройки дома: 1901.

Бахрушины — купеческий род, который на момент строительства «Театрального дома» являлся одним из самых известных и богатых в Российской Империи. Изначально род Бахрушиных проживал в Зарайске, занимаясь суконным и кожевенным производством и торговлей. После смерти Алексея Федоровича Бахрушина в 1848 году его дело продолжили сыновья. Именно они сделали семейное производство знаменитым не только в России, но и за рубежом. Во второй четверти 19 века Бахрушины стали лучшими в сфере кожевнического и суконного дела. Доход множился, и Бахрушины инвестировали в различные другие производства (например, они стали производить клей). И, конечно, вкладывали деньги в покупку земли и постройку доходных домов. Вскоре они получили и славу «благотворителей» — ни один другой купеческий род не пожертвовал столько средств на помощь неимущим и не построил такое количество больниц, богаделен и приютов.

Третье московское поколение Бахрушиных, к которому принадлежал театрал Алексей Александрович, к славе своей династии добавили репутацию меценатов и коллекционеров.

Свою театральную коллекцию Алексей Бахрушин решил подарить государству. И 25 ноября 1913 года Театральный музей из частной коллекции перешел в ведение Российской Императорской Академии наук, а Алексей Александрович Бахрушин оставался главой музея. После Октябрьской революции 1917-го Бахрушин признал власть большевиков, что позволило ему не только сохранить жизнь. Бахрушин был назначен пожизненным директором этого музея: он оставался рядом со своей коллекцией до самой смерти в 1929 году.

После Октябрьской революции музей пережил два трудных года. Коллекция была под угрозой разграбления, и оно бы непременно случилось, если бы народный комиссар просвещения А. В. Луначарский не выделил взвод для охраны музея. Период неопределенности закончился в феврале 1919 года, когда музей перешел в состав учреждений Наркомпроса. Правительство стало выделять деньги на его содержание, что позволило возобновить научную и экскурсионную деятельность.

Было время и после, когда Москва могла снова потерять музей. В 1940 году по заданию Моссовета архитектор М.Т. Смуров разработал проект семиэтажного жилого дома. Здание должно было встать вдоль Зацепского вала, а улица Бахрушина — пройти под его аркой. Театральный музей запланировали к сносу. Но началась война и о проекте забыли.

После смерти Алексея Бахрушина музей остался его наследником и подобно своему основателю бережно сохраняет и приумножает коллекцию, которая, несмотря на все крутые повороты в истории нашей страны, отражает объективную и всеобъемлющую картину истории театральной России.

В настоящее время в музейном комплексе по ул. Бахрушина, 31/12 проводятся масштабные реставрационные работы по созданию многофункционального музейно-театрального центра, которые планируются к завершению в апреле наступившего 2024 года. Когда весной наш театральный музей распахнет перед посетителями свои двери, мы — работники музея будем рады видеть в гостях москвичей и гостей столицы. Здесь будет интересно и взрослым, и детям: кроме многих экспозиционных и демонстрационных залов, взрослого и детского кафе, детского центра, где дети смогут заниматься творчеством и отмечать праздники, гостей порадует и садово-парковая зона исторической усадьбы с беседками для отдыха.

«Открытие музейно-театрального квартала, надеемся, станет значимым событием в культурной и туристической жизни России. Сегодня Бахрушинский музей выступает в роли интегратора, способного объединять всех вокруг общей цели сохранения российского театрального наследия. Наша важнейшая задача — создать музей для посетителя, где он будет не сторонним наблюдателем, а активным участником происходящего действия», — говорит генеральный директор Театрального музей имени А.А. Бахрушина Кристина Дмитриевна Трубинова.

 

Специальный корреспондент газеты «Московский вестник культуры»,

член Российского творческого Союза работников культуры,

член Союза российских писателей,  

Олег Бажанов

Специально для Елены Коллеговой:
«Пропаганда отечественной культуры» сегодня после многолетней надоевшей рекламы западных якобы-«ценностей» особенно необходимо в России! В моём детстве были замечательные художественные книги особенно я любил о русской природе, помню самый первый рассказ в моей жизни который я прочитал примерно в 1951 году : «Мышонок Пик» гениального отечественного писателя=художника русской природы Виталия Бианки. Наверное на основе этого гениального рассказа можно сделать постановку в детском театре! Жизнь и необыкновенные приключения мышонка Пик очень динамичны, а его подвиги и борьба за своё существование служат всем живым примером!
Искренние пожелания: успехов в творчестве, осуществления проектов и новых наград Елене Коллеговой! А.Т.

К работе Вашего музея было бы очень полезно привлечь ветеранов сцены, отечественных режиссёров и артистов, они могла бы читать лекции по истории своего театра, проводить экскурсии, и в Вашем музее можно было бы собрать «Клуб ветеранов сцены», публиковать газету или журнал,………
Моё мнение: в 1990-годы в России значительно и катастрофически (!) потеряны традиции подготовки и обучения актёров, например: кто может ответить на вопрос: почему в России отсутствуют в ХХ1 веке настоящие НАРОДНЫЕ артисты калибра, например: А.Кторова, И.Ильинского, Л.Орловой, С.Столярова, В.Давыдова, В.Дружникова, М.Названова, В.Меркурьева, О.Стриженова, Э.Быстрицкой, П.Глебова, Л.Хитяевой. Т.Дорониной, В.Павлова, В.Ивашова, и многих, и очень многих других героев нашей молодости………………..

Театр в СССР обладал самой высшей во всём мире КУЛЬТУРОЙ и ИСКУССТВОМ недоступным никаким «америкам».
К.С.Станиславский всемирный неоспоримый ГЕНИЙ для всего остального мира, второго Станиславского нет и теперь никогда не будет, однако стремиться к совершенству можно и необходимо, однако непонятно почему учившиеся например в школе знаменитого Масальского — бездарности, кто сможет ответить квалифицированно?
Кто сможет равноценно заметить Народных Артистов СССР: И.В.Ильинского, М.И.Прудкина, И.М.Москвина, В.П.Павлова, А.Г.Абдулова, О.И.Янковского, П.В.Масальского, В.М.Зельдина, и всех СОВЕТСКИХ настоящих НАРОДНЫХ Артистов ?, также все якобы-«юмористы-РФ» после А.И.Райкина = бледное неподобие великого Артиста, после Райкина все остальные = пустышки и тупые бездари для толпы зевак.
Ответ на вопрос «где отечественные Народные Артисты» можно понять если мыслить, а не пропагандировать издеваясь над Отечественной Историей : упадок культуры навязанный западной интервенцией: халтура в период вражеской-«Perestroiki».

3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *