В ИСТОРИЮ ВОЙДЁМ ВМЕСТЕ
«В историю войдём вместе», – пообещал мне «Лёня Голубков» – общеизвестный «экскаваторщик» из телевизионной рекламы МММ начала 90-х. На самом деле, он актёр двух московских театров – Владимир Пермяков. Актёр непредсказуемый, парадоксальный и, как всё гениальное, простой.
Мы встретились в «Русском литературном центре» города Москвы, где на праздновании Международного Дня писателя он читал свои стихи. Читал с размахом, по-актёрски, его звонкий голос звучал на весь зал без всякого микрофона. Было нетрудно представить его на сцене, играющим Бориса Годунова или профессора Преображенского. Но мечта Владимира Пермякова – это увидеть на смоленской сцене свою пьесу «Рождение…», которую он писал с 1996 года по сей день, и сыграть в ней главную роль, артиста Перова. Знакомство с этой запоминающейся личностью развенчивает распространённый миф о его заурядности и бесхитростности, о том, что он способен играть лишь роли гротескные, характерные и комедийные, такие как в рекламных роликах. В действительности, он глубокий, думающий человек, ироничный и обаятельный, внешне элегантный и даже и экстравагантный. Совсем недавняя роль Владимира Сергеевича – Дымов в «Попрыгунье» Чехова. Похоже, в жизни он является таким же романтиком и гуманистом, как сей персонаж. В этом человеке с кроткими добрыми глазами присутствует безусловная порядочность, душевная чуткость и значительная энергетика.
Володю, выходца из сибирской глубинки Красноярского края, одного из четверых детей родителей-тружеников, далёких от искусства, всегда тянуло к театру. В 1991 году он прибыл в Москву. Огромные трудности, безденежье и нужда, и, наконец, мечта сбылась, пришла известность вместе со съёмками в рекламе. Позже пришли и неприятности – некоторые вкладчики возложили на него вину за обман и распад финансовой пирамиды, приняв органично сыгравшего актёра за настоящего акционера кампании. Популярность не принесла ощутимых доходов, как не помогла сделать карьеру в большом кино. Впрочем, это нисколько не раздражает нашего героя, неизбалованного материальными благами и славой. Он спокойно и мудро воспринимает нынешнее время с его недобротой, демагогией и двоемыслием.
Поскольку Владимир Сергеевич учился на кафедре драматургии, и является приверженцем системы Станиславского, то пишет философско-психологические рассказы и пьесы. Одна из них – «Рождение…». Она показалась мне актуальной и максимально приближенной к нашей действительности. Фигура, на которую ложится основная смысловая нагрузка – актёр-атеист, а скорее, материалист, через личные кризисы на фоне кризиса страны приходит к Богу.
Пьеса Пермякова написана хорошим правильным слогом, грамотно построена с точки зрения её структуры. В ней отчётливо видятся события биографии самого автора. Главный герой, Перов, тоже Владимир, бесконечно пробуется на разные роли в поисках работы. В отличие от жены, Натальи Розовой, которая также во многом «срисована» с натуры, он относится к религии насмешливо: «Бог, церковь – это удел старушек». Любимая жена верует истинно, ходит в церковь, исповедуется. Она не «старушка», а цветущая женщина, имеющая диплом МГУ и успешно работающая в журналистике. По сценарию мастер берётся подготовить к поступлению в театральный институт молодую девушку и проигрывает с ней роли известных персонажей – Отелло, Ромео, Гитлера, помещика Смирнова из «Медведя». Это очень выигрышные роли, с ярким темпераментом и возможностью показать широкий актёрский диапазон.
В пьесе много символизма и мистики – действующие лица: Режиссёр-Бог (Голос свыше), мужик-грешник, кукла, говорящая «Я люблю тебя», призрак жены, появляющийся в последней сцене… Атрибуты времени добавляют злободневности – суррогатное материнство, мать героини – апологет коммунизма, есть лицемерный партиец – директор издательства. Запутанные взаимоотношения – всё, как в жизни: «Покрывая немощи друг друга любовью». Герой – талантливый артист, мужчина небезгрешный, старается выжить в гибнущей от безверия стране, и быть счастливым. Автор с помощью различных типажей раскрывает свои жизненные приоритеты. Опираясь на свой опыт, пытается осмыслить провал тех разрушительных лет, найти формулу спасения. И приходит к определённому выводу. Прав он или нет – решать вам, уважаемый зритель. «Безумие закончится, Россия будет великой», – страна рождается так же, как рождается ребёнок.
Владимиром Пермяковым тщательно разработана сценография, мизансцены, свет, движение и многозначная музыка – песни и просто мелодии. Есть канва повествования, есть зрелищность, есть интрига и развязка, непохожая на «хэппи энд». Но на этом можно не заострять внимания, всё равно, как утверждают знатоки, постановщик напишет свою концовку. Так что, режиссёры славного города Смоленска, если хотите войти в историю вместе с «Лёней Голубковым» – спешите, потому что «у Бога на каждого свой план»!
Наталья Куликова, специальный корреспондент газеты
«Московский вестник культуры»
фото: Владимир Ткаченко.
Комментариев нет